Вверх

Выставка «Бумажные истории»

01 января 2019 г.

выставка Бумажные историивыставка Бумажные историивыставка Бумажные историивыставка Бумажные истории

В нижегородском Арсенале продолжает работать выставка «Бумажные истории», частью которой стали лубки из коллекции Муромского музея.

«Бумажные истории» — это выставка бук-арта, скетчбуков, комиксов, зинов, а также всевозможных промежуточных рисовано-печатных форм. Выставка на фоне коллекции лубка, который в значительной мере был историческим предшественником опытов современных художников в составлении авторских отчётов, журналов, дневников, манифестов, размышлений, рисованных фантазий — словом, «бумажных историй».

Лубок (лубочные картинки, народные картинки, потешные листы, простовики) – произведения графики, отличающиеся простотой и доступностью образов. Название «лубок» произошло от досок особого пиления – луба (палубы), на которых печатались картинки. 

Лубочные картинки Муромского историко-художественного музея представляют часть коллекции печатной графики, история комплектования которой начинается с 1918 г. Хронологические рамки всей коллекции XVIII – начало XX вв. – объединяют различные тематические разделы: бумажные иконы, листы духовного и нравоучительного содержания, гравюры с видами городов, картинки (военные лубки), отражающие события двух войн: русско-турецкой и первой мировой. 

Занятие «бумажным искусством» очень демократично (как был, насколько позволяло время, демократичен и сам лубок) и, как следствие, чрезвычайно разнообразно. Нет четких границ между форматами, нет незыблемых правил, нет общепринятых стандартов. «Кто во что горазд» — но при этом у каждого автора — свои ориентиры, излюбленные темы, художественные принципы и кумиры. Очень условно мы можем разделить весь этот бумажный ворох на несколько зон.

Скажем, «книга художника» — жанр с почтенной вековой традицией, идущей (в нашей стране) от мирискуссников и футуристов, самиздата и московского романтического концептуализма. Близок к книге художника «скетчбукинг» — этот жанр выкристаллизовался из домашних и «дембельских» альбомов, девичьих «секретиков», рисунков на полях учебников, писем в картинках, путевых зарисовок и прочих дневниковых практик.

Или «зины» — само название, урезанное от английского magazine, отсылает к коллективному творчеству. Это журналы о событиях — личных и общественных — сделанные полиграфически скромно, но подчас художественно ярко. Эти журналы нишевые, рассчитанные на конкретную компанию, которая, однако, может разрастаться до внушительной аудитории. И здесь тоже есть своя традиция, достаточно упомянуть журналы «Трансонанс» и «Дубль» Ры Никоновой и Сергея Сигея, «Митьки-газету», поэтические альманахи «Эпсилон-Салон» и «Камера-обскура».

Наконец, комикс — жанр исходно коммерческий, полиграфически серьёзный, но тем не менее в отдельных своих образцах несомненно художественный, нестандартный, авторский — и по-прежнему актуальный.

На выставке показаны работы из собрания Муромского историко-художественного музея, из коллекций Оксаны Будулак и группы «Провмыза», от издательства «Бумкнига» и объединения «Морс», а также от авторов из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Красноярска, Казани и Чебоксар.

Собирая всё это многообразие на одной выставочной площадке, мы хотели продемонстрировать различные изобразительные манеры и стилевые установки, ухищрения печати и изыски рукоделия, возможности бумаги и диапазон графики.

Куратор: Евгений Стрелков.

Ассистент куратора: Анна Большем

Выставка будет работать до 17 марта 2019 года.

Каждую среду вход на выставку свободный.


Адрес: Нижний Новгород, Арсенал, Кремль, корпус 6, правое крыло, 1 этаж.

Тел.: 8 (831) 422 45 54, www.ncca.ru/nnovgorod


Google
Вконтакте
Одноклассники