Wood, furniture

Wood, furniture

Collection with the code name "Wood furniture" consists of about 1500 items. Approximately 60% of the collection is in the museum.

On the content of the collection can be divided into several main groups: furniture, sculpture, carving a cult, peasant household items and agricultural tools, arts and crafts items.

The first and most volumetric size group includes a plurality of pieces of furniture of different artistic styles and trends of Western European and Russian art con. XVII - XX centuries: mahogany, Karelian birch, walnut, oak and other materials. An integral part of the collection is both artisanal furniture XIX - XX centuries, including wicker furniture of the 1930s, performed by masters Panfilov farm. Most of them are grouped in sets and are organic, "decoration" of the museum expositions and exhibitions, both artistic and historical. The most valuable objects are art furniture from the family estate of Count Uvarov Red Hill in the village Karacharovo. Especially oak stands set beginning XVIII - the second half of the XIX century. Consisting of 29 articles, it is a fine example of the German work performed in the style of the Renaissance and the Baroque German. The massive cabinet, sofas, chests, tables and chairs are richly decorated with carvings of lions and angels mascarons, caryatids and strange plants. On the high backs of two sofas - the relief scenes of falconry on the background of a Gothic castle. German coats of arms are present in subjects thread chairs and closet. Soft chairs and armchairs upholstered in fabric XVIII veka.Iz archival sources is known, that the oak suite decorated living room Karacharovsky Uvarov graphs home.

No less interesting and pieces of furniture, representing the furniture merchant's house abroad XVIII - XX centuries:. Carved sideboards, vessel slides, tables, bentwood chairs, etc. All of them come from former merchant houses Myazdrikovyh, Zworykin, cormorants, Pervova, etc. At the present time. most of the exhibited in the museum "Rooms merchant's house" exposure.

Acquisition of urban furniture section continues, although with each passing year, these revenues are becoming increasingly rare and sporadic.

A prominent place in the collection of furniture and objects occupy a country life XIX - XX centuries in the form of carved stools, postavtsa, tables, "unsteady" in different shapes, beds. The basis of this group consists of items collected by the museum staff during ethnographic expeditions Muromsky District and the former county.

The second group - this iconic sculpture and carving XVIII - XX centuries. This is mainly fragmentary preserved parts carved iconostasis of Murom churches closed in 1930-50-ies, as well as the bulk of the sculpture of temples and private collections. The last is the most interesting image of a wonderful "Holy Mother of God," the second half of the XVIII century. The sculpture came to the museum in 1919 from the private collection of local lore Murom NG Dobrynkin. The sculpture was revealed to them in the church graveyard Gorica Nizhny Novgorod province. The collection is stored and sculpture from Murom Church of the Nativity of the Virgin. Among them relief, "the head of the Beheading of John the Baptist» XVIII century, restored in the restoration workshops named IE Grabar (Moscow). It should be emphasized, and a small but interesting collection of carved icons monastic work late XVIII - XIX centuries, made of cypress in the art through, contour and relief carving. This tradition continues in modern art. In 1990 the collection was replenished carved icon "Apostles Peter and Paul" Murom artist-engraver, member of the Russian Artists' Union of SA Subbotin.

The most numerous is the section of the peasant household items and agricultural tools beginning of XIX - XX century. As peasant furniture, utensils, farming tools, weaving and other activities of the peasants - the object of collective and expeditions of the museum staff on the territory of the district of Murom. Weaving mills, Rubel, paddles, Svejk, Spinning, various barrels, bortni, beetroot, baskets, etc. make up this section of the collection. Among them is particularly necessary to allocate objects, decorated with carvings and paintings. The collection contains not only the products of local craftsmen. Yaroslavl distaff-towers, carved Gorodets stems spinning wheels, Northern Dvina painted beetroot, sleigh, candlesticks, carved ladles, etc. Are remarkable examples of folk art of other regions of Russia. This section of the collection, in turn, is "tree" from the personal collection of Murom artist, academician of painting IS Kulikova, which he donated to the museum in the years 1920. The value of this collection is growing every year, as these items are found less and less. Objects made of wood discarded as waste in the home; In their stead come utensils of new advanced materials.

And another group of the collection - is the subject of modern decorative art XIX - early XXI century. Among them, carved vases, murals and sculptures of artists-carvers Murom

Дерево, мебель

Дерево, мебель

Коллекция с условным названием «Дерево, мебель» насчитывает около 1500 предметов. Примерно 60% коллекции находится в экспозициях музея.

По содержанию коллекцию можно разделить на несколько основных групп: мебель, скульптура, культовая резьба, крестьянские бытовые предметы и сельскохозяйственные орудия, предметы прикладного искусства.

Первая и самая объемная по размерам группа включает в себя множество предметов мебели разных художественных стилей и направлений западноевропейского и русского искусства кон. XVII – XX веков: из красного дерева, карельской березы, ореха, дуба и других материалов. Неотъемлемой частью коллекции является и кустарная мебель XIX – XX веков, в том числе и плетеная мебель 1930-х годов, исполненная мастерами Панфиловской артели. Большинство из них объединены в гарнитуры и являются органичным «украшением» музейных экспозиций и выставок, как художественных, так и исторических. Наиболее ценными являются предметы художественной мебели из родового имения графов Уваровых Красная Горка в селе Карачарово. Особо выделяется дубовый гарнитур начала XVIII – второй половины XIX века. Состоящий из 29 предметов, он представляет прекрасный образец немецкой работы, выполненной в стиле ренессанса и немецкого барокко. Массивный шкаф, диваны-лари, стулья и кресла богато декорированы резьбой в виде львов и ангелов, маскаронов, кариатид и диковинных растений. На высоких спинках двух диванов – рельефное изображение сцен соколиной охоты на фоне готического замка. Немецкие гербы присутствуют в сюжетах резьбы стульев и шкафа. Мягкие стулья и кресла обиты тканью XVIII века.Из архивных источников известно, что дубовый гарнитур украшал гостиную Карачаровского дома графов Уваровых.

Не менее интересны и предметы мебели, представляющие убранство купеческого дома рубежа XVIII – XX веков: резные буфеты, посудные горки, столы, венские стулья и др. Все они происходят из домов бывших купцов Мяздриковых, Зворыкиных, Жадиных, Первовых и др. В настоящее время большая часть выставлена в экспозиции музея «Комнаты купеческого дома».

Комплектование раздела городской мебели продолжается, хотя с каждым годом эти поступления становятся все более редкими и единичными.

Заметное место в коллекции мебели занимают и предметы крестьянского быта XIX – XX веков в виде резных табуреток, поставцов, столов, «зыбок» разных форм, кроватей. Основу этой группы составляют предметы, собранные сотрудниками музея во время этнографических экспедиций по Муромскому району и бывшему уезду.

Вторая группа – это скульптура и культовая резьба XVIII – XX веков. В основном это фрагментарно сохранившиеся детали резных иконостасов из муромских храмов закрытых в 1930-50-е годы, а также объемная скульптура из храмов и личных собраний. Из последнего наиболее интересен замечательный образ «Богоматери Страстной» второй половины XVIII века. Скульптура поступила в музей в 1919 году из личного собрания муромского краеведа Н.Г. Добрынкина. Скульптура была обнаружена им в церкви погоста Горицы Нижегородской губернии. В собрании хранится и скульптура из муромского храма Рождества Богородицы. Среди них барельеф «Усекновенная голова Иоанна Крестителя» XVIII века, отреставрированный в реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря (Москва). Следует выделить и небольшую, но интересную коллекцию резных иконок монастырской работы конца XVIII – XIX веков, выполненных из кипариса в технике сквозной, контурной и рельефной резьбы. Подобная традиция продолжается и в современном искусстве. В 1990 годы коллекция пополнилась резной иконой «Апостолы Петр и Павел» муромского художника-резчика, члена Союза художников России С. А. Субботина.

Наиболее многочисленным является раздел предметов крестьянского быта и сельскохозяйственных орудий начала XIX – XX века. Как и крестьянская мебель, утварь, орудия земледелия, ткачества и других занятий крестьян – объект собирательских экспедиций сотрудников музея по территории Муромского района. Ткацкие станы, рубели, вальки, швейки, самопрялки, различные бочки, бортни, бураки, плетеные корзины, и т.п. составляют этот раздел коллекции. Среди них особенно следует выделить предметы, украшенные резьбой и росписью. В коллекции хранятся не только изделия местных мастеров. Ярославские прялки-башенки, городецкие резные донца прялок, северо-двинские расписные бураки, саночки, подсвечники, резные ковши, и др. представляют замечательные образцы народного творчества других регионов России. Этот раздел коллекции, в свою очередь, представляет «дерево» из личной коллекции муромского художника, академика живописи И.С. Куликова, которую он передал музею в 1920 годы. Ценность этого собрания возрастает с каждым годом, так как подобные предметы встречаются все реже и реже. Предметы из дерева выбрасывают, как ненужные в быту; на смену им приходит утварь из новых современных материалов.

И еще одна группа коллекции – это предметы современного декоративно-прикладного искусства XIX – начала XXI века. Среди них резные вазы, панно и скульптуры муромских художников-резчиков Ю. Ерхова, С. Николаева и других мастеров. В 1980-90 годы коллекция пополнилась изделиями самодеятельных мастеров Н. Гусенкова (светильники из веток деревьев, шкатулки, вазы, декорированные полихромной росписью и инкрустацией), А. Дубова (резные фигурки – образы горожан и крестьян XIX века).