Металл

Металл

Муром, хотя и не сравним с такими центрами русского серебряного дела как Нижний Новгород, Кострома или Ярославль, все же среди постоянных работников кремлевских мастерских были в XVII веке и мастера, приехавшие из Мурома. Имена муромских серебряников XVII века встречаются и в Описи 1636/37 годов. Имя одного из муромских серебряников – Логина – известно из надписи на напрестольном кресте 1638 года. «Лета 7146 (1638) сотворенъ сей крестъ в Спасов монастырь что в Муроме при архимандрите Мисаиле мастер Логин». Видимо, и при Спасском монастыре жили мастера, работавшие «на монастырь». Косвенным подтверждением изготовления серебряных вещей в Муроме является и надпись на кадиле 1651 года, где сказано, что оно изготовлено для собора Рождества Богородицы «в церковном серебре», т. е. из материала, предоставленного мастеру заказчиком – протопопом Василием.

В Муромском музее хранится целая группа серебряных предметов XVII века, заказчиками которых были члены двух муромских купеческих кланов – Цветновых и Черкасовых. Эти произведения, изготовленные для Троицкого и Воскресенского монастырей, отличаются характерной орнаментовкой, своеобразными формами и особой манерой выполнения чекана, которая несвойственна работам мастеров других городов. Наиболее своеобразными по форме и исполнению являются два кадила 1637 и 1648 гг. со сложными шестигранными шатрами на верхних чашах. Высокой техникой и богатством отделки отличаются оклад Евангелия 1648 года и напрестольный крест 1647 года, видимо, работ одного и того же мастера. Великолепные серебряные водосвятные чаши с оригинальным чеканным орнаментом 1648 и 1654 годов, традиционной формы литургический прибор (потир, дискос, звездица, тарели) 1650 года и другие серебряные предметы.

В коллекции металла выделяются такие экспонаты, как древнеегипетские бронзовые статуэтки, посуда петровского и екатерининского времени, ампирная бронза, собрание меднолитых крестов и образков.

Коллекция меднолитой пластики Муромского музея насчитывает около 300 предметов. В нее входят памятники от XII до начала XX в. Это иконы, складни, кресты. Среди них предметы, исполненные в старообрядческих центрах, а также находившиеся в православных храмах. Крупными источниками поступлений этих предметов были: Козьмодемьянская, Николо-Набережная церкви г. Мурома и частная коллекция местного краеведа Н.Г. Добрынкина.