Темперная живопись

Темперная живопись

Собрание икон в основном сложилось в первые годы советской власти при закрытии многочисленных храмов и монастырей. В музей поступило далеко не все. Множество произведений в то время было утрачено, некоторые оказались в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Все же наиболее ценные предметы церковного искусства стали экспонатами Муромского музея.

Коллекция не столь велика, если сравнивать ее с собраниями многих древнерусских городов, где хранятся десятки тысяч произведений. В Муроме она насчитывает триста икон XIV – начала XX века. Однако муромское собрание древнерусского искусства является одним из самых значимых и своеобразных в Центральной России. В последние годы оно все более привлекает внимание исследователей.

Самая древняя и ценная икона в собрании музея – «Николай Чудотворец» XIV века. Замечательный образ до революции находился в церкви Николы Мокрого и считался чудотворным. Это одно из самых ранних произведений искусства Древней Руси классического периода. Он написан мощно и свободно. Лик святого поражает суровой выразительностью. В эпоху Дионисия получило особое распространение почитание изображения Богоматери Одигитрии. Мастер написал замечательную икону Богоматери Одигитрии для монастыря в Ферапонтове. Она отличается от обычных изображений тем, что правая рука Девы Марии сложена в благословляющем жесте. Подобная по типу икона – «Богоматерь Одигитрия» конца XV(?) – второй половины XVI века происходит из муромской Николозарядской церкви. Она начинает целый ряд икон Богоматери Одигитрии XVI века в Муроме. Эти образы величественны и аристократичны. Реставраторы «раскрыли» великолепную икону «Богоматерь Одигитрия Смоленская» середины XVI века. Небесная Владычица торжественно предстает в сиянии гладкого золотого фона. Прекрасно сохранился слой авторской живописи, исполненный в классических традициях столичных иконописцев.

«Открытие» реставраторами иконы «Богоматерь Одигитрия Шуйская» середины XVI века стало сенсацией. Она живо и непосредственно написана местным мастером, привлекает наивностью в подаче образов и ярким многоцветным колоритом.

Сохранилось довольно большое количество муромских икон XVII века. Среди них наиболее интересны и необычны житийные иконы местных святых, на которых в среднике представлены их образы, а в клеймах подробно «рассказываются» события из их жизни. Своеобразной эмблемой города Мурома стала большая икона «Петр и Феврония в житии» конца XVI – начала XVII века. Она отличается редкой иконографией и необычна по форме (вытянута по горизонтали). Икона помещалась над гробницей святых в Муромском соборе Рождества Богородицы. Вместо традиционного образа святых в середине иконы дано изображение муромского кремля с рекой Окой на переднем плане, в которой плавают огромные рыбины. Внутри кремля изображены палаты сложной архитектуры и ключевые сцены «Повести», традиционное изображение святых заменено маленькой их иконой на фасаде муромского пятиглавого собора, в алтаре которого показаны лежащие в «едином» гробу Петр и Феврония. Вокруг средника сорок клейм, со сценами жития. Икона отличается ярким, теплым колоритом. Четки и звучны краски средника, где особенно выделяются светло-охристые стены кремля с множеством черных проемов бойниц; красные, розовые, коричневые, зеленые строения собора и палат; синяя река в пологих берегах из красно-коричневых скалистых «горок». Клейма зрительно сливаются в общую пеструю картину. В целом это произведение производит необычно яркое впечатление, создает праздничное настроение. Муром представлен здесь как идеальный древнерусский град, особое святое место, напоминающее небесный Иерусалим. Иконописец сумел показать то самое представление не о реальном, а о сказочном граде Муроме, что отражено в местных повестях и преданиях.

Вторая икона «Петр и Феврония в житии» 1618 года была написана по заказу муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына, известного исторического деятеля, «русского интеллигента XVII века», также для Муромского Богородицкого собора. Она представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. Икона вытянута вертикально. В прямоугольном среднике – Петр и Феврония в молении Спасу. Вокруг тридцать два клейма со сценами жития. Это произведение вызывает чувство умиротворения, погружает в мир самоуглубленных образов. Ее колорит не столь ярок, тона сбалансированы в гармоничных сочетаниях. Преобладают белые, красные, черные, зеленые, желтые и розовые цвета. Фигуры всех персонажей удлиненных пропорций, черты лиц красивы и выразительны, композиции клейм построены просто, четко и свободно, без второстепенных деталей. Герои изображены в своеобразной динамике, словно застыли в одно мгновение. Ритмично повторяющиеся архитектурные детали, позы и жесты персонажей, красочные тона создают определенный строй, созвучный музыке.Автор этой иконы уделил главное внимание не сказочным и бытовым подробностям, а показу добродетельной жизни и чудесам муромских святых, их церковному прославлению.

Третья икона «Муромские святые с житием Петра и Февронии» 1669 года недавно «раскрыта» реставраторами и засияла яркими красками. Она была исполнена в Муроме по заказу муромского посадского человека «Сидора Матвеева сына Лопатина» для Георгиевской церкви. В центре изображены все известные городские чудотворцы: Константин, Михаил и Федор, Петр, Феврония и Иулияния Лазаревская, а житийные клеймы посвящены житию только Петра и Февронии. Видимо, заказчик иконы хотел получить сразу два почитаемых образа на одной доске, ему хотелось воздать почитание не только самым популярным муромским святым, но не забыть и о других местных угодниках. Вокруг средника – сорок мелких клейм, которые по сюжетам совпадают с клеймами первой иконы. Кроме этих мелких сцен здесь вверху дано еще одно большое клеймо с изображением муромского сказочного кремля. Очевидно, муромский иконописец взял за образец первую икону Петра и Февронии.

Немногие муромские иконы XVII в. имеют подписи иконописцев, что является очень ценным, так как большинство памятников иконописи безымянны. Среди них замечательная икона «Богоматери Владимирская Волоколамская» 1612 года, созданная мастером Рославовым для Крестовоздвиженской церкви Мурома. Это произведение отличает редкая деталь – живописное изображение драгоценной короны на голове Девы Марии. Известный изограф оружейной палаты Афанасий Рязанцев исполнил другую икону Богоматери Владимирской 1692 года для Благовещенского монастыря. Среди многочисленных «списков» (так называли в древности копии) с этой знаменитой византийской иконы XII в. муромский «список» кисти Афанасия Рязанцева признан одним из лучших.

Несколько произведений подписаны известным муромским изографом Александром Казанцевым. Вместе с ним работал и его младший брат Федор, позже сын Петр. Династия Казанцевых трудилась в Муроме на протяжении всего XVII века и первой трети XVIII века. Иконы мастерской А. И. Казанцева всегда узнаваемы. Это произведения внушительного размера, со сложными композициями, особой цветовой гаммой, где преобладают зеленые и красные тона. Они могли быть созданы человеком «книжной» культуры. Очевидно, Александр Иванович Казанцев был широко образован, знал образцы живописи и графики западной Европы, а также был хорошо знаком с работами русских изографов Оружейной Палаты Кремля. Он умело использовал эти знания и выработал свою особую неповторимую манеру иконописания. В его работах сочетаются как новые приемы письма, так и стремление к более древним традициям, на которых он был воспитан в родном городе.

В настоящее время известно шесть подписных произведений Александра Ивановича Казанцева. В экспозиции находится великолепное произведение «Царь Царем» 1690 года. На нижнем поле – подпись автора: «Писана сия Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 (1690) писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». На ней представлен величественный образ Иисуса Христа в великолепных красных с золотом одеждах и царской короне. Правая его рука сложена в благословляющем жесте, от левого плеча спускается меч. Произведение иллюстрирует «Апокалипсис». Уникальным произведением мастера можно назвать грандиозную житийную подписную икону с восьмидесятью клеймами «Константин, Михаил и Федор в житии» 1714 года. Из подробной надписи следует, что А. И. Казанцев писал ее вместе «с сыном своим Петром». Для своего времени это произведение несколько архаично, к этому иконописец стремился сознательно, видимо, повторяя более древнюю икону. В среднике фронтально предстоит три муромских князя Святой Троице, а в клеймах неторопливо повествуется «история града Мурома». Каждое из них индивидуально, информативно насыщенно. Здесь и Ангел-Хранитель града Мурома, припадающий ко Господу, здесь и чудо от иконы Муромской Богоматери, и сам царь Иван Грозный у мощей святых.

Деисусный чин. Начало XVIII в.