Учимся проводить экскурсии

19 февраля 2017 г.

В рамках проекта «Сентиментальное путешествие» продолжается работа с активистами школьных музеев города. На этот раз темой обсуждения стало проведение экскурсий.

Перед началом занятия выступила А. А. Горская – руководитель проекта. Она напомнила ребятам о возможности принять участие в размещении на сайте музея своих сообщений – воспоминаний жителей города. Со многими из этих ребят Анна Алексеевна познакомилась на окружном конкурсе «Лучший экскурсовод», где была членом жюри. Своими впечатлениями от выступлений она поделилась с участниками встречи. Логичным продолжением этого разговора явилось обсуждение по теме «Экскурсоведение».

Эту работу мы начали еще в декабре прошлого года. Однако содержание темы так широко и многогранно, что  два часа оказалось недостаточно. На вопрос: «Как привлечь посетителей в музей?» многие ребята ответили – организовывать интересные экскурсии. На практикуме, в экспозициях «Муромская старина. Город и горожане», «Муром-град. Сокровища древнего Мурома», школьникам показали некоторые формы проведения экскурсий с использованием музейного лото, путеводителей, листков активности. Рассказали, что можно работать в форме беседы с посетителями, организовать игру-реконструкцию «В мастерской иконописца» или «Я сегодня археолог», организовать погружение в определенную историческую эпоху,  например, в эпоху балов, предоставив посетителям возможность освоить язык перчаток и веера, станцевать старинный менуэт.

Беседа с учащимися и учителями-руководителями из разных школ выявила некоторые проблемы: как работать с посетителями разных возрастных категорий, какие интересные формы экскурсий проводит Муромский музей, каков имидж современного экскурсовода. Из выступления ведущего специалиста фондов Л. И. Глущенко учащиеся узнали об основных психофизиологических особенностях старших дошкольников, младших и старших школьников, взрослых и то, как эти особенности учитывать при проведении экскурсий, а также какие методы и приемы лучше использовать с конкретной аудиторией.

В обсуждении учащиеся отметили, что качество экскурсии зависит не только от формы проведения, но и от самого экскурсовода. Вместе мы определили, что является составными элементами имиджа современного экскурсовода.

Надо заметить, что перед началом занятия с ребятами было организовано анкетирование, результаты которого весьма любопытны. Большинство школьников-подростков выбрали экскурсии с путеводителями, на второе место они поставили экскурсии-дискуссии, т. е. детям нравится быть не просто слушателями, а активными участниками экскурсионного процесса, на третье место – экскурсию-беседу, экскурсию-лекцию. Обычную традиционную экскурсию не выбрал никто. Есть над чем задуматься музейным сотрудникам!

Если же говорить о том, какой экскурсовод предпочтителен для этой аудитории, то это великолепный рассказчик, умный мужчина, хороший организатор.

Любовь Глущенко

Google Plus
Вконтакте
Одноклассники