Вверх

Купряшина Т. Б. К вопросу о концепции экспозиций в доме Зворыкиных после реставрации

Проектные работы по Дому Зворыкиных идут около десяти лет с перерывами ввиду отсутствия финансирования. Основное архитектурно-планировочное решение предложено О. М. Пащенко после основательных консультаций с Е. И. Сазоновой и Т. Б. Купряшиной (занимавших тогда должности директора и заместителя директора МИХМ).


Принципиальное отличие здания после реконструкции от современного cостояния музея в том, что вход-выход для посетителей организуется с западного фасада, со стороны ул. Первомайской. Вход со стороны двора объединяется с входом в подвал и делается крытым и отапливаемым. Двор становится служебной территорией. В отдельном помещении во дворе располагается пультовая, в которой сосредоточены приборы ОПС и система видеонаблюдения за всеми музейными объектами, находящимися на ул. Первомайской.


После реконструкции в Доме Зворыкиных предполагается создать экспозиции, посвященные истории и культуре Мурома. Размещение хранилищ планируется в других зданиях на территории усадьбы. Все здание оборудуется для создания экспозиций и приема посетителей. Необходимо создать максимум возможного комфорта для посетителя как при входе, так и во время знакомства с экспозициями. Во всех экспозиционных залах разместить банкетки и маленькие (для удобного передвижения) стульчики для посетителей и удобные стулья для смотрителей.


Первый этаж — входная группа


Входная группа включает ряд обязательных пунктов: холл с дежурным милиционером, гардероб, туалеты, билетная касса (без сувениров); художественный салон (в том числе кабинет и склад салона); бюро-диспетчерская для оформления групп; кафе (для персонала и посетителей по самому простому типу с подогревом пищи); экскурсионный отдел из двух кабинетов — один для руководителя, второй — для сотрудников. Возможно, один из кабинетов придется приспособить под центр управления техническим сопровождением экспозиций и экскурсий.


В двух проходных сводчатых залах первого этажа размещаются мемориальные экспозиции о семье Зворыкиных и истории музея. Экспонаты: плоскостной фотодокументальный копийный материал, несколько мемориальных предметов, аудио и видеоматериалы.


Экспозиции


Основные экспозиции размещаются в подвале, на втором и третьем этажах. Экспозиции не должны вести последовательный хронологиче‑ский рассказ по истории Мурома, не должны подменять собой страницы учебника. Далеко не всегда легко вписать в историческую экспозицию все самые интересные экспонаты и коллекции музея. В данном случае, лучше пропустить ряд привычных тем, но создать выразительные очерки на том материале, который выразительнее представлен в коллекциях.


Все экспозиции строятся по принципу многослойного размещения информации, чтобы посетитель разного уровня и подготовки сумел извлечь для себя достаточно информации. Дополнительная информация размещается во всевозможных механических приспособлениях: выдвижных конструкциях, перелистываемых альбомах. Демонстрационные экраны могут быть также деликатно вписаны в экспозиционное пространство, но не должны перегружать экспозицию или отвлекать от подлинных экспонатов. Плоскостные бумажные экспонаты (карты, рисунки, чертежи и тому подобное) в основном заменяются на факсимильные копии. Это позволит представить их более эффектно, доступно, с подсвечиванием и так далее. В многомерной экспозиции информация извлекается механически или с электронного носителя, который должен быть простым дополнительным источником информации и не более. С экспозицией знакомятся не только визуально, но и буквально руками (тактильно), чтобы оставалась «память рук». Свою особую роль должен играть звук. Это может быть и фоновое озвучивание, и индивидуальное прослушивание. Могут быть использованы и запахи (или рассказ о характерных запахах мест, времени). Хорошо себя зарекомендовали в музейных экспозициях всевозможные макеты, диорамы, панорамы. Причем, современные электронные средства не в состоянии заменить рукотворные макеты.


Тем не менее, главное внимание уделяется подлинным экспонатам. Подлинник — вот главное, что отличает музей от всех прочих источников информации, и именно за «прикосновением» к подлиннику пойдут в музей в будущем.


Подвал


Экспозиции «Палеонтология, археология» (рабочее название)


10 залов — около 140 кв. м.


Экспозиции начинаются в цокольном этаже (подвале). Посетитель туда попадает через теплый переход, соединенный с первым этажом крыльцом во двор. Пол — каменная плитка. Сводчатые стены красной кирпичной кладки можно оставить без штукатурки.


Общий свет рассеянный, подсветки — у витрин и стендов. Витрины создаются по отдельному дизайн-проекту, поскольку стандартные сложно вписать в сводчатое простанство.


Экспонаты в экспозиции: предметы палеонтологии, археологии, предметы вооружения, быта, макеты (например, города), диорамы, интерьер жилища и пр. Мелкие археологические экспонаты обычно недостаточно информативны и выразительны в экспозициях. Поэтому их необходимо демонстрировать с помощью дополнительных технических средств (от лупы и зеркала до цифрового изображения). Можно включить в экспозицию «археологические слои», чтобы наглядно представить стратиграфию залегания материалов. Интересно было бы включить в экспозицию оборудование для интерактивного участия посетителей в исторической реконструкции быта и ремесел древних людей. Например, лепка глиняной посуды, гончарный круг, принадлежности швейные, скорняжные, письменные, для чеканки монет, серп, и т. п. В аннотациях и сопроводительных текстах использовать бытоописательные строки из памятников древнерусской литературы.


Второй этаж


Экспозиция «Муром эпический» (Древнерусское искусство)


10 залов разных по площади, всего около 300 кв. м.


Освещение: свет рассеянный, с подсветками экспозиционной площади и отдельных витрин. Пол — мягкое покрытие.


Залы второго этажа имеют максимальную площадь стен (перегородок) для развески.


Оборудование дополнительное: фальшстены вдоль окон для расширения экспозиционного пространства. Открытыми остаются только несколько окон, выходящих на храмы, а также в холлах, и те, что служат пожарными выходами. Используются витрины вертикальные, горизонтальные напольные, а также витрины-пюпитры для книг и мелкой пластики.


Для зала «золотая кладовая» — витрины-столы для экспонирования лицевого шитья в горизонтальном положении.


Экспонаты в экспозиции: большие иконы по всей развесочной площади, маленькие иконы в пристенных витринах, предметы древнерусского прикладного искусства. В отдельном самом большом зале размещается «золотая кладовая» — золотное лицевое шитье и предметы из драгметалла.


Экспозиция представляет духовную культуру и искусство древней Руси вплоть до XVIII века, в этот период неотделимую от христианского культа, а в провинции это относится и к XVIII века. Основа экспозиции — иконы, предметы культа, памятники созданные в Муроме или находившиеся в Муроме. Представлено также храмовое строительство в основном изобразительным материалом, но возможно и реконструкциями как реальными, так и виртуальными. Интересно использовать сохранившиеся виды из окон или реконструировать их тем или иным способом. Должны быть представлены Муромские повести, материалы по Илье Муромцу, но только те, что могли быть в сознании человека того времени. В экспозиции могут присутствовать и исторические ландшафты. Вообще задача этой экспозиции воссоздать духовную атмосферу как составляющую жизни в Муроме. Историю церкви (как института) представлять в другом разделе — в очерках на третьем этаже. Культура, архитектура Мурома. Древнерусское искусство позволяет представить Муром как «град небесный», духовный, град воображаемый, наполненный легендами и преданиями (эпический). Экспозиция должна не просто представлять коллекцию, но рассказывать о роли иконы (а также о роли храма, книги, литературной повести) в жизни древнерусского общества и, в частности, Мурома (иконы и предметы культа в храме, в доме, в поле, и даже в хлеву — деликатно вписать в среду обитания). Особый акцент — муромские святые и святыни. Почти все древние храмы видны (или были видны) в окна. Информацию о них надо привязать именно к этим окнам. Северный торец — Троицкий и Благовещенский монастыри; восток — Николо-Набережная, (может быть, пока было не застроено, была видна Воскресенская), южный торец — собор, (Космодемьянская не просматривается, а подразумевается); западный фасад — Николо-Зарядная. Поздние церкви (их уже почти нет) — Рождества Христова, Иоанна Предтечи, Успенская, Пятницкая, Сретен‑ская, Смоленская — будут представлены на видах города на третьем этаже.


Почти все окна закрыты, остаются только виды на храмы-монастыри и на парк (кремль, «виртуальный» собор). Непременно остается открытым (на втором и на третьем этажах) вид на Николо-Набережную церковь — здесь исторический ландшафт почти не изменился за триста лет.


Начать следует с иконы Спас Нерукотворный, и показать, как она висела над вратами города, чтобы было ощущение входа в город Муром.


Подсобное помещение можно использовать как центр управления аудио и видео эффектами в экспозиции. Балкон по восточному фасаду с видом на Оку тоже может стать экспозиционным пространством, но только летом. Максимальная нагрузка десять — пятнадцать человек. Оборудование: деревянные скамейки. Можно использовать оптические приборы для созерцания окрестностей и иногда подменять реальные виды виртуальными.


Третий этаж


Экспозиция «Муромский край». Очерки


3 больших зала и 7 малых, всего ок. 330 кв. м.


Часть некапитальных перегородок убраны, залы стали просторнее, окна должны быть открыты, создавая экстерьер экспозиции (здесь практически все виды на город сохраняют исторические реалии).


Экспонаты: мебель, картины, рояли, другие историко-бытовые музейные предметы.


Оборудование: фальшстены для дополнительной экспозиционной площади. Выгородки (возможно по центру залов), витрины вертикальные и горизонтальные встроенные и передвижные, возможно большого объема для интерьеров, нескольких костюмов и пр. Манекены — не менее десяти штук.


Освещение: реставрированные исторические люстры, стилизованные люстры и дополнительный рассеянный свет, подсветки в витринах.


В отличие от «Мурома эпического», в данной экспозиции представлен город реальный, его история жизнь, быт. Как неотъемлемая часть, без которой город не мог существовать, — окрестности, села. В экспозиции контрастно отличаются две части: внешняя сторона жизни, то есть общественная жизнь, жизнь улицы; и внутренняя, то есть в семье, в доме, в интерьере.


Восточная половина этажа (залы с колоннами) — очерки по истории Мурома XVII-XIX веков (это своего рода экстерьер, имеющий через окна (или их имитацию) выход в реальное городское пространство). Очерки отражают основные стороны существования города. Например: река Ока, рыболовство и судоходство; торговля, ярмарки, магазины; далее — управление городом, власти, социальные слои населения, оформление улицы, освещение, транспорт и так далее.


Западная половина состоит из интерьеров комнат с видами через окна на неизменный исторический ландшафт — Оку. Напротив интерьеров в витринах в простенках — дополнительный материал, экспонаты и информация о частной жизни горожан. Например, вполне органично может вписаться материал об изобретателе телевидения В. К. Зворыкине и о других выдающихся земляках.


Мезонин


Тематические сменные экспозиции


Двадцатый век. Возможно, он будет представлен серией небольших актуальных экспозиций, которые могут работать от полугода до года. Двадцатый век хорошо представлен в фотоматериале, поэтому здесь необходимо оборудование для просмотров. В любом случае, это помещение надо оставить в резерве для сменных экспозиций из фондов музея, где собран хороший историко-бытовой материал. Со временем могут появиться дополнительные экспозиционные площади в строениях на территории усадьбы Зворыкиных.


Обязательно использовать на третьем этаже виды из окон: с востока — на Оку, с запада — на историческую часть города. Оборудовать места для «созерцания».