Вверх

Антонова Н. Д. Дворец культуры в Муроме: история строительства

Монументальное здание Дворца культуры им. 1100-летия города Мурома строилось с 1956 по 1962 год. В период его строительства в муромских газетах оно называлось «драмтеатром». Здание построено на старом фундаменте стоявшего на этом месте и сгоревшего в ночь на 13 августа 1944 года муромского театра. В свою очередь, под этот театр путем достройки сцены и других необходимых театру помещений было приспособлено здание кинотеатра «Художественный»1. После завершения этих работ он стал именоваться «Советским драматическим теат­ром имени А. В. Луначарского» и был открыт для посещения. Первый спектакль состоялся 6 октября 1918 года, в воскресенье. Это была «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Местная газета «Известия» в октябре 1918 года писала, что публика, пришедшая на спектакль, смотреть не умеет: ходит по залу, громко переговаривается и выкрикивает реплики в ответ на слова роли артистов на сцене. Не понравились и декорации, но почему — выяснить не предоставляется возможным, т. к. за ветхостью часть статьи утрачена2.


Итак, здание старого театра сгорело в августе 1944 года. Но город не привык жить без драматического театра. Театр существовал в той или иной форме с середины XIX в. В Муроме была сильна традиция посещения театра, поддерживаемая основной массой городской интеллигенции. Вскоре после пожара городские власти обратились в правительство с просьбой восстановить театр. Уже в 1945 г. появились планы восстановления театрального здания. До 1955 г. методом народной стройки был возведен первый этаж. Но страна, недавно вышедшая из разрушительной войны, нуждалась, прежде всего, в жилых домах и промышленности. В 1955 г. финансирование строительства муромского театра было прекращено.


По воспоминаниям архитектора Н. А. Беспалова, в 1947 году в Муроме неожиданно появился бывший директор сгоревшего театра со списком бывших актеров, большая часть которых проживала в городе. Но, главное, у него на руках было решение министерства культуры о восстановлении теат­ральной труппы и театра. Нужно было место для воплощения этих планов. Городские власти пошли навстречу, попросив Н. А. Беспалова помочь в этом деле, и определи местом будущего театра помещение дома культуры воинской части 108 стрелкового полка (Московская ул. д. 9). Сцена была сделана, часть труппы собрана. Началась постановка спектаклей. Работали в труппе и приезжие артисты. Но театр в этом виде, по словам Н. А. Беспалова, просуществовал недолго.


Наконец, в связи с предстоящим в 1962 году 1100-летним юбилеем города, правительство нашло возможным финансировать сорок процентов от требуемых ассигнований на восстановление здания театра в Муроме. За десять лет, с 1945 по 1955 годы, первоначальный проект здания устарел и не соответствовал требованиям времени. По заказу муромского исполкома горсовета московский институт «Гипротеатр» разработал новый вариант с учетом современных достижений в проектировании театров.


Строительство здания началось в 1956 г. и опять методом народной стройки. Комсомольцы предприятий города, старшеклассники, студенты техникумов и учащиеся технических училищ с помощью лопат освобождали фундамент бывшего здания театра «Художественный», т. к. было решено возводить стены на старом фундаменте. Никакой техникой к началу строительства город не располагал3. Анна Александровна Щербакова, позже работавшая на стройке крановщицей, вспоминает, что освобождаемый фундамент крошился. Рабочие это крошево сметали. Она очень переживала, что фундамент не выдержит нагрузки и будущие стены рухнут. Но фундамент был испытан на прочность и прошел испытание успешно. Работы продолжились. Котлован был вырыт вручную добровольцами. Когда дело дошло до кладки стен, работу стали вести мастера-каменщики. Кирпич для кладки подавался с помощью крана4.


На фоне современной строительной техники кран той стройки — рабочее место А. А. Щербаковой — был несовершенным и непрочным: противовес на кране был песочной засыпки. При подъеме тяжестей корпус крана вибрировал. Длина стрелы при положении, параллельном земле, — 15 метров и грузоподъемность 1,5 тонны. При максимальном подъеме стрелы расстояние от корпуса крана до стропы составляла 8,75 м, но грузоподъемность увеличивалась до 3 тонн. В то время такой кран был последним словом техники. И он тогда казался чудом! Наблюдать за работой крана ежедневно вокруг стройки собирались горожане. Пока краном подавались кирпичи на возводимые стены, все шло хорошо. Но вот дошли до поднятия перекрытий и ферм весом 5 тонн. Ежедневно, поднимаясь в кабину крана, А. А. Щербакова думала об опасности поднятия пятитонных перекрытий. А поднимать надо!


Один маломощный и непрочный кран справиться с такой задачей не мог, тем более, что его стрела до середины стройки — зрительного зала — не доставала. Назрела острая необходимость во втором кране. И его нашли. Но он был старым, с сильно разработанными гнездами для креплений. Поэтому при перемещении груза вслед за ним наклонялся и кран. Пятитонные перекрытия и фермы поднимали два крана с двух сторон. Помимо горожан, при этих работах присутствовали представители городской партийной и исполнительной власти. Переживали — как получится! И только однажды был опасный момент, но, к счастью, все обошлось без последствий. Работать на строительстве Дворца культуры было интересно т. к. здание нестандартное, непривычное по своей планировке для муромских строителей5.


Газета «Муромский рабочий», начиная с января 1957 г., периодически информировала жителей города о ходе стройки, за которой они следили с огромным интересом. Например, в номерах за 27 января, 1 марта, 9 апреля 1957 года сообщается, что возобновлено строительство театра; поднимаются его стены; это будет красивейшее здание в городе; деньги, выделенные на строительство, будут освоены, хоть дело идет медленно.


Некоторые заметки включали подробности: «Прораб Тетерин: получили сборный железобетон от Владимирского треста № 94, установили 120 куб. м плит под перекрытия, приступили к кладке внутренних стен 3 этажа главного корпуса. Сделано 20 куб. м кирпичной кладки. Каменщики ежедневно перевыполняют задания на 140−160%. Встречая 40-летие Октября, бригада решила выполнить в июне 200 куб. м кладки.


В настоящее время помещение приобретает определенную форму:


— округлился полудугой балкон,


— красными столбиками из кирпича обозначилась площадка сцены,


— хорошо видна площадка партера.


Работы много, она будет делаться успешно при регулярном снабжении железобетоном»6.


В течение зимы помимо главного корпуса строители сложили корпус административно-хозяйственного здания. Строятся котельная и театральные мастерские. К лету 1958 г. строительная часть здания завершена на семьдесят процентов. В главном корпусе сложены полностью стены всех четырех этажей. Поставлены стропила для крыши над низкой частью здания, забетонированы два яруса балконов в зрительном зале, полностью закончена подготовка к настилу полов7.


С 1961 года газета «Муромский рабочий» учреждает постоянную рубрику «Корреспондентский пост» для освещения дел «На строительстве здания драмтеатра».


Осенью вокруг стройки убрали забор и здание стало видно со всех сторон. «Вот засветились стеклами окна, у центрального входа улеглись широкие тяжелые ступени. По цоколю здания пролегла широкая полоса темно-серого полированного гранита.


Внутри здания под ногами шуршит шлак, кругом высятся неоштукатуренные стены. Внутренняя планировка уже просматривается хорошо:


— вестибюль и зрительный зал разделяет широкая площадка, по обе стороны которой пойдут вверх две парадные лестницы;


— через проем виден амфитеатр и зрительный зал;


— огромным полукругом протянулись основания балконов;


— на втором этаже просторные фойе с высокими окнами;


— заканчивается монтаж металлических конструкций сцены и лестничных косоуров;


— за сценой в верхнем зале для декораций штукатурятся ­стены;


— облицовываются глазурованной плиткой туалетные ­комнаты;


— шпаклюются под покраску стены,


— одеваются мрамором парадные лестницы здания»8.


Внутренние работы осуществлял московский отделочный трест, который работал на строительстве гостиницы «Украина» и главного здания московского университета на Ленинских горах. Профессиональные лепщики работают под потолком — на верхних частях колонн и на балконах, протягивая десятки метров меандра — красивых лепных украшений. В местной газете даже вышла специальная статья об их работе под названием «У мастеров лепных украшений». «Мастерская лепщиков расположена в подсобном корпусе строящегося театра. Везде — на верстаках, полках, стеллажах и гвоздях детали лепнины:


— оформление лестницы главного входа — сочетание акантов и лавровых листьев;


— потолочное оформление колонн напоминает морозный узор на стекле;


— кружевную прошву напоминает узор меандр, который оформит вестибюль;


— изящны и орнаменты карнизов для холлов 1 этажа и арочных окон.


Если все вытянуть в одну линию, лепнина займет три километра. Лепные украшения делают помещения притягательно красивым. Дело это чрезвычайно кропотливое, требующее чуткой души, любви и тонкого вкуса. Все это есть у Юрия Васильевича Швагирева»9.


Городские власти торопятся сдать стройку к сорок четвертой годовщине Октября. Нужна масса подсобных рабочих с предприятий города — шефов стройки, но регулярно ходили только «краснолучевцы». К весне 1961 г. осталось пятьдесят процентов внутренних и наружных работ. Газета сообщает: «Это будет монументальное и красивое здание на 730 мест в зрительном зале, где будут со вкусом оформлены фойе, залы, гримерные»10.


Наступил юбилейный год, но строительство театра незакончено. 1 апреля 1962 года выходит статья «Необходимы срочные меры»: «Назрела необходимость в комсомольском субботнике по уборке снега и льда у стен стройки, чтобы не затопило подвал здания, где идут отделочные работы. Спасибо орджоникидзевцам, изготовившим вентиляторы и уже начавшим отлив вентиляционных решеток. В долгу мебельщики: нет пожарных шкафов и тяг для ограждения балконов в зрительном зале»11. Наконец в мае поставлен поворотный круг для сцены, в вестибюле выложены гранитные полы, началась установка вентиляционной решетки. Из организации союзного значения прибыли четыре человека для монтажа оборудования сцены. Но для этого готово не все — нет спецоборудования с Саратовского завода. Чтобы вопрос не затянуть, в Саратов послали специального представителя.


10 июля газета «Муромский рабочий» сообщает: «Здание приобретает все более законченный вид. Внутри основного корпуса, в вестибюле пол светло-серого гранита закрыт опилками от повреждений. Из Саратова прибыл вагон со спецоборудованием для сцены. Специалисты монтируют узлы. Столяры установили балясины и приступили к ограждению балконов. Устанавливаются ограждения лестничных маршей. Штукатуры вышли для работ на главный фасад»12. «В зрительном зале закончена трудоемкая операция. Старший лепщик Ю. В. Швагирев с помощниками установили потолочную вентиляционную решетку. Вместе с окантовочным орнаментом из «листьев» она имеет в диаметре более 5 метров. В вестибюле отделывают стены искусственным мрамором. В зрительном зале начали устройство полов. Приступили к завершению сигнализации и связи»13.


Далее сведения о строительстве поступают, как вести с фронта.


«До юбилея 49 дней!


Все более определенный вид принимают холлы, внутрилестничные марши, закрываются дверями проемы лож и зрительного зала. Закончен монтаж сценических подъемников и штанкетного оборудования. В зрительном зале красят стены и укладывают паркетные полы»14.


«До юбилея 35 дней!


Ежедневно рабочая молодежь помогает строителям: поднося необходимые строительные материалы, убирают мусор, расчищают территорию.


Бригады штукатуров и маляров удлинили свой рабочий день. Очень усердно выравнивается поверхность стен зрительного зала, чтобы муромцы, пришедшие сюда отдыхать, радовались тщательности выравнивания поверхности. Настало время, когда темпы работ вошли в тесную связь с качеством. Поэтому прошедшую неделю здесь находился автор проекта и Главный архитектор театра Николай Петрович Куренной. Под его наблюдением бригада московских художников начала роспись потолков зрительного зала и фризов в фойе. Монтируются и подвешиваются люстры, плафоны и бра. Идет покраска помещений. Ежедневно все члены штаба стройки — директора шефствующих предприятий начинают свой рабочий день здесь. На их заводах заказы на строительство театра идут под грифом «сверхсрочно»»15.


«До юбилея 14 дней!


Дела идут к концу. Начисто отделаны 2 этажа зрительного зала: бельэтаж и балкон. Началась обтяжка поручней бархатом. Закончен настил паркетных полов в фойе, начисто отделаны искусственным мрамором колонны и пилястры вестибюля.


Смонтирован подъемник живописной мастерской, сейф, а так же устройство сценических подъемников. Монтируется противопожарный занавес. На очереди софитные подъемники и антрактно-раздвижной занавес.


В ближайшие дни будет повешена осветительная аппаратура; здание получит воду.


Прибывают бригады театра им. Станиславского и Немиро­вича-Данченко для обшивки и установки кресел зрительного зала»16.


«До юбилея 7 дней!


Заканчиваются работы на здании драмтеатра. Полностью готов вестибюль. Поблескивают белым мрамором ступени, ведущие в центральный холл. Приятно окрашены стены, навешены массивные двери центрального входа. Большие зеркала будут установлены в вестибюле и аванзалах фойе.


Уютно в зрительном зале. Темно-бордовая обивка барьеров контрастирует с ослепительной белизной лепнины. Из ажурной поблескивающей золотом розетки, с потолка — в центре зала — спустилась пышная переливающаяся на свету гранями хрусталя подвесок, люстра. Началась установка кресел зала. Монтируется ограждение парадных лестниц. Добротными барьерами отгородились раздевалки.


Над центральным входом в театр, на фронтоне фасада, установлен массивный лепной орнаментованный фриз»17.


Наконец, 18 августа 1962 г. в новом театре состоялась юбилейная сессия городского совета, посвященная 1100-летнему юбилею древнего Мурома. В статье «Вам, муромцы» дана полная оценка нового здания театра: «Здание его монументальное и очень красивое. Объем предстоящих работ был чрезвычайно трудоемкий и новый по своей технической сложности и качеству исполнения. Одних пультов управления автоматического действия для сценического подъемного оборудования было смонтировано 26, уложено 77 км проводов, 20 км газовых труб. Проделан большой объем работ по озвучиванию здания, устройству режиссерской и пожарной сигнализации. С любого пункта можно включить противопожарные насосы, а 6-ти тонный противопожарный занавес, отделит сцену от зала в случае пожара.


В театре 322 комнаты. Во вспомогательном корпусе есть помещения для столярных, сапожных, портновских мастерских, прачечной, гаража, кладовой под декорации и одежды, трансформаторной подстанции. В исполнении инженерных работ применялись новшества: в штукатурных работах применялся каркас из 6 мм проволоки и сетки рабитцы. Применялась эмульсия, дающая безупречное качество и приятный оттенок. Работами руководили мастера Ю. В. Катрасков и Н. П. Лукин.


В декоративном исполнении здания большое искусство проявили лепщики в главе с Кривушиным и Ю. В. Швагиревым.


Много труда вложили строители при оформлении внут­реннего интерьера здания. Большую помощь оказал автор проекта Н. П. Куренной: давал практические указания при художественном оформлении зала, а так же директор театра Станиславского и Немировича-Данченко Чайковский — при оформлении зрительного зала креслами.


По сообщению технического руководителя и директора новостройки К. Долгова: «Строители уложились в сметную стоимость в 908 тыс. рублей, хотя был растянут срок строительства и были изменения в проекте. По сравнению с другими строящимися в стране театрами наш театр самый дешевый»»18.


Из чего же построен дворец? Кирпич — местного кирпичного завода; цоколь здания облицован гранитом, который предназначался для Дворца Съездов в Москве, но не подошел по цвету и рисунку; большие дубовые двери — подарок метростроя; мебель сделана в мастерских театра В. И. Немировича-Данченко; люстры и бра изготовлены на одном из московских заводов, нестандартные стекла для окон и дверей изготовлены на заводах Гуся-Хрустального; панно «Муром древний» и «Муром молодой» написаны художниками мастерской А. А. Дейнеки — его учениками.



1 Кинотеатр «Художественный» построил содержатель мануфактурного магазина — купец Николай Михайлович Неудачин (сведения взяты с фотографии 1916 года).


2 Известия. — 1918. - 6 окт.


3 Вспоминания главного архитектора города Н. А. Беспалова Рукопись. Архив Н. Д. Антоновой; Муромский рабочий. - 1962. — 16 авг. — (№ 13).


4 Воспоминания крановщицы А. А. Щербаковой. Рукопись. Архив Н. Д. Антоновой.


5 Там же.


6 Муромский рабочий. - 1957. - 9 июня.


7 Там же. — 1959. - 8 июля.


8 Там же. — 1961. - 6 февр.


9 Там же. — 1961. - 16 марта.


10 Там же. — 1961. - 14 марта.


11 Там же. —  1962. - 1 апр.


12 ам же. — 1962. - 10 июля.


13 Там же. — 1962. - 24 июня.


14 Там же. — 1962. - 1 июля.


15 Там же. — 1962. - 15 июля.


16 Там же. — 1962. - 5 авг.


17 Там же. — 1962. - 12 авг.


18 Там же. — 1962. - 16 авг.