Вверх

Мохова А. С. Символика изображений орудий страстей Христовых на Сретенском кресте из Муромского музея

Чудотворный «животворящий крест Господень», издавна почитавшийся в городе Муроме, получил название «Сретенский», так как с 1795 года он находился в приходской Сретенской церкви. В ней был устроен придел св. Дмитрия Солунского в память о деревянном храме, где ранее хранилась эта древняя городская святыня. Крест был обретен в этом храме в середине XVII века, и к нему на протяжении столетий обращались жители города во время болезней. В городе Муроме сложилось и бытует до настоящего времени предание о Сретенском кресте: «Однажды в Муроме случилось моровое поветрие — чума… Долго и усердно муромляне молились Господу Богу, прося помощи о помиловании, но эпидемия не ослабевала, и люди умирали каждодневно сотнями. Одному простому по происхождению, но благочестивому старцу в ведении было открыто, что для спасения города нужно отыскать в соборе находящийся среди ветхостей древних деревянный крест большой и с ним обойти вокруг Мурома, тогда эпидемия пройдет. Прихожане послушались слов старца и устроили крестный ход. И когда крестный ход дошел до Сретенского пруда1, на глазах у всех совершилось чудо: выползавшие сюда больные после молитвенного обращения к святыне получали исцеление и бедствие постигшее город миновало. В память об этом событии, на означенном месте вскоре же была устроен деревянный храм и в нем поставлен крест, а улица названа Выползной»2. Чудотворный Сретенский крест постоянно менял свой драгоценный убор. Очевидно, это было связано с тем, что многие люди прикасались к окладу креста, и поверхность оклада изнашивалась. Не сохранилось источников, указывающих имена жертвователей на этот богатый оклад. Возможно, ими стали многие жители города.

Последний оклад креста был изготовлен в Москве в 1848 году3. Лицевая часть изготовлена из серебра 84 пробы с золочением, оборотные и торцевые стороны креста — из медных пластин с позолотой. Оклад закрывает почти весь крест целиком, кроме фигуры Спасителя в терновом венце. В нижней части оклада представлена композиция «Орудия Страстей Христовых».

Композиции с изображением «Орудий Страстей Христовых» появляются в русском искусстве со второй половины ХVII века. По аналогам с гравюр они начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, потирах, дароносицах, дарохранительницах, на окладах евангелий и иконах, на крестах, позже на лубочных листах.

Орудия страстей также изображают на Этимасии — «Престоле Уготованном», встречающемся в составе композиции «Страшный Суд», и других сложных символико-догматических композициях. Значение некоторых элементов, символизирующих предметы мучений и Страстей Христовых, прямо обозначены в тексте Евангелия, другие дополнены на основании апокрифических преданий.

Оборотная сторона Сретенского креста.
Символика Страстей Христовых

Крест выполнен из меднолитых пластин с золочением. Сюжет изображает орудия «Страстей Христовых». В верхней части креста по центру расположено «всевидящее око» представляющее Бога; изображенный в треугольнике глаз означает бесконечную святость Троицы. На верхней части перекрестия по центру изображена чаша, внутри нее крест, что указывает на великие страдания, которые претерпел Иисус, называя их «чашею». О  наполненной горечью, страданиями и  смертью чаше, которую должен был испить Иисус, сказано в Гефсимании. Изображение чаши указывает на молитву Иисуса в Гефсиманском саду: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести сию чашу мимо меня! Впрочем, не моя воля, но Твоя да будет»4. С левой стороны верхнего перекрестия изображение книги — символа Библии. Закрытая Библия содержит имена избранных и символизирует Страшный суд. С правой стороны изображен крест — символ мученической смерти Христа. Ниже — изображение ангела, «посланника Бога» и символа его присутствия. Голова с крыльями подчеркивает значение бестелесности. На центральном перекрестии справа изображено солнце — символ Христа, бессмертия и воскресения, а с левой стороны луна — символ смерти: день стал ночью, когда Христос умер.

По центру перекрестия изображения двух ангелов, держащих плащаницу, которая, будучи накинутой на крест, тоже является символом Распятия. На основании креста центральное изображение столба, к которому был привязан Иисус во время бичевания, веревка, плеть, розги — орудия пыток. Лестница использовалась для снятия мертвого тела с креста (орудие пригвождения). Нож — символ предательства (орудие пыток). Меч (огненный) — им апостол Петр отсек ухо Малху, слуге первосвященника, когда ученики Христа пытались спасти своего учителя. Ухо — символ предательства и страстей Христовых, оно часто изображается вместе с мечом.

Четыре гвоздя — инструмент распятия, но позже на иконах, особенно русских, стали изображаться три гвоздя как символ Троицы.

Молоток — орудие распятия: им вбивались гвозди в тело Христа.

Клещи — ими вынимались гвозди из рук и ног Иисуса.

Фонарь со свечей — символ предательства в Гефси­манском саду5.

Монеты, высыпающиеся из мешочка, символизируют тридцать серебряников, которые получил Иуда за предательство Иисуса. Рассыпанные монеты также символ человеческой алчности и жадности.

Кукарекающий петух на вершине столба означает отречение апостола Петра от Христа: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня»6.

Роза — общехристианский символ с ХIII века. На иконах в сюжете распятия красная роза означает муки, соответственно, на меднолитом распятии она носит тот же смысл.

Ризы Господни — одежды, снятые с Христа, которые солдаты разыгрывали в кости: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на 4-ре части, каждому воину по части; хитон же был весь тканый сверху. И так сказали друг другу: «Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет»»7.

Терновый венец — орудие пыток и наиболее известный символ страданий Христовых. Этим венцом солдаты «короновали» Иисуса в осмеянии, что его провозгласили «Царем Иудейским»: «Надели на него багряницу и сплели Ему венок из терна и одели на голову Ему как «корону» и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский»»8. На дальнем плане композиции изображение Иерусалимской стены.

На лицевой стороне креста в основании есть небольшой сюжет с изображением «Орудий Страстей Христовых». Они изображены так же и в том же стиле, как и на оборотной стороне, но с некоторыми дополнениями:

Игральные кости — с их помощью солдаты разыграли, кому достанутся ризы Христовы.

Копье сотника Лонгина, вонзившего его в подреберие Христа.

Тростьсгубкой на конце; губку, смоченную в уксусе или вине, подавали осужденному для утоления жажды.

Лопатка — символизирует суд Божий.

Рука — означает руку, которая бичевала Христа.

Изображение криптограмм на русских крестах впервые появляются в ХVI веке, например, надпись ГГ (Гора Голгофа). На Сретенском кресте у ног Христа есть изображение черепа с перекрещенными двумя костями, а с левой и правой сторон по букве Г и А (глава Адама) в назидание о том, что «все Адамы умрут, а Христос всегда будет жив»…

Наибольшее количество крестов с подобной иконографией относятся к типу напрестольных. Основным центром изготовления крестов с подобной символикой в России в ХVII-ХIХ веках является Москва, откуда они распространяются в другие регионы России.

Иконографическим источником подобных композиций являлись западные произведения ХIV-ХVI веков: иконы-индульгенции, немецкие и польские гравюры. Прослеживается влияние гравированных печатных антиминсов второй половины ХVII столетия на сложение иконографии напрестольных крестов ХVII-ХVIII веков, хотя символика «Орудий страстей Господних» разработана на крестах гораздо подробнее, чем на антиминсах, что свидетельствует о влиянии не только изобразительных, но и литературных источников на сложение иконографических изводов русских крестов.

В орнаментации русских крестов ХVII-ХVIII веков особо ощущается влияние светского искусства: пышные барочные формы, богатое убранство самих крестов, тяжеловесность, перегруженность деталями, орнаментами (гирляндами из цветов и лент, барочными картушами и др.) На примере Сретенского креста из Муромского музея можно увидеть иконографическую эволюцию от русского средневекового искусства к искусству Нового времени, влияние западных образцов и их трансформацию на русской почве.


1 Скорее всего, имеется в виду Жадинский пруд.

2 Ставрографический сборник. — М., 2003. — Кн. II: Крест в православии. — С. 372; Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII-XIX веков // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www. Icon — artinfo.

3 Крест ХVIII в. Дерево, темпера, серебро, золочение. 188×151см. Поступил в фонды Третьяковской галереи в 1966 году из села Горицы Горьковской области. Крест является точным списком с чудотворного Сретенского креста из Сретенской церкви г. Мурома. См.: Ставрографический сборник. — С. 372; Гнутова С. В. Указ. соч.

4 Мф. 26:37−46; Крест в России. — М., 2004. — С. 248; «Страсти Христовы» (символы). Мегаинциклопедия Кирилла и Мефодия // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // megabook.ru.

5 Ставрографический сборник. — С. 372; Гнутова С. В. Указ. соч.; фонарь со свечей, повторяющий форму русских слюдяных выносных фонарей ХVII в.

6 Мф. 26:75; Кузнецова О. Иконография «Плоды страданий Христовых» из церквей, музейных и частных собраний России, Германии, Италии, Швейцарии. — М., 2008. — С. 160.

7 Ин. 19:23−24.

8 Мф. 27:28−29.