Вверх

Мохова А. С. Смертельная красота: обзор коллекции оружия и снаряжения из фондов Муромского музея

В Муромском историко-художественном музее хранится коллекция оружия и снаряжения, которая состоит из двухсот двух единиц, поступивших в музей от разных дарителей. Основу коллекции составляет русское и западно-европейское оружие XVI-XX вв., но есть и восточные образцы. Основным источником поступлений является Муромская Ч. К.; это было связано с подавлением белогвардейского восстания в 1918 г.1 Предметы также поступали из конфискованного имущества обеспеченных слоев населения г. Мурома, из милиции, от граждан Мурома. Особо следует отметить дарителей, известных горожан, которые стали фондообразователями Муромского музея. В их число входит, например, Алексей Федорович Жадин — муромский купец. Им была собрана огромная коллекция книг, археологии, мебели, металла, тканей, оружия и т. д. Увлечение собиранием древностей не было для него простым инвестированием средств — вещи изучались владельцем. В феврале 1919 г. он был обвинен в контрреволюционной деятельности, объявлен врагом народа и приговорен к расстрелу2; приговор приведен в исполнение 14 октября 1920 г.3 Еще одним дарителем стал Иван Семенович Куликов — известный русский художник родом из Мурома, крестьянин по крови и «европеец» по образованию, ученик И. Е. Репина, академик. Иван Семенович увлекался археологией, в качестве художника участвовал в раскопках, собрал большую этнографическую коллекцию. Собирательством своей коллекции художник занимался тринадцать лет. В 1918 г., став «невыездным» не только из страны, но даже из провинции, начинает осуществлять свою давнюю мечту по созданию музея в родном городе и активно включается в работу. С приходом новой власти его приглашают в комиссию по сохранению архитектурных памятников. Короткое время он работает заведующим музея, куда в 1923 г. передает значительную часть своей коллекции4. Николай Гаврилович Добрынкин состоял членом-корреспондентом Московского археологического общества, основанного графом А. С. Уваровым. Николай Гаврилович является автором многочисленных краеведческих работ по истории Муромского и Меленковского уезда. Добрынкин не был коллекционером одного направления, в его собрании находились ткани, монеты, фарфор, археология, оружие и т. д. Коллекционер оставил опись своего собрания, где каждый предмет был снабжен описанием, легендой, историей бытования, рисунками или фотографиями. Таким образом, в предметной части коллекции образовалась значительная документальная составляющая5.


Со дня основания музея коллекция оружия практически не изучалась. О ней было всего несколько упоминаний в публикациях «Сокровища Мурома»6, «Муромский историко-художественный музей. Путеводитель»7. Началом исследования можно считать 2015 г., когда была подготовлена первая тематическая статья8.


В состав коллекции входят: боеприпасы (ядра, снаряды, гранаты, мины) — 23 предмета; защитное вооружение (наручи, поножи, шлемы, щиты, кольчуги, кирасы, каски) — 16 предметов; древковое оружие (копья, рогатина, бердыши) — 11 предметов; ударно-рубящее и ударное (топорики, кистени) — 3 предмета; штыки — 5 предметов; белое оружие (сабли, палаши, шпаги, ятаганы, ножи, тесаки, кинжалы) с ножнами — 27 предметов, без ножен — 8 предметов; охотничье снаряжение (пороховницы, рог охотничий) — 3 предмета; снаряжение всадника и коня (удила, шпоры) — 2 предмета; огнестрельное оружие (пистолеты, мушкеты, мортирицы, ружья, винтовки, штуцера, пулемет) — 36 предметов; военное снаряжение (колчаны, портупеи, планшеты, сумки для гранат, кобуры, линейки) — 18 предметов.


В коллекции много интересных образцов оружия и каждый интересен по-своему. Например, одной из интереснейших вещей коллекции является наградная шашка Ивана Тихоновича Экземплярского, участника Первой мировой и гражданской войн, бойца знаменитой Чапаевской дивизии (Ил. 1). Он родился в Муроме в 1898 году. В 16 лет, приписав себе четыре года, ушел на германский фронт. Рабочий паренек сумел поступить в Петроградское кавалерийское училище и после его окончания получил чин прапорщика. Он  безоговорочно принимает Октябрьскую революцию, в декаб­ре 1917 года вступает в партию большевиков. Возглавлял Первый Московский кавалерийский полк им. Гарибальди Владимирского кавалерийского дивизиона. Воевал за Советскую власть на восточном побережье, сражался с Колчаком. За мужество, проявленное в борьбе с белогвардейцами, уральские рабочие подарили ему именную шашку, которая сейчас хранится в коллекции музея.


В 1925 году И. Т. Экземплярский возвращается в Муром с двумя орденами Красного Знамени на груди и полученными боевыми ранениями. В родном городе он стал одним из организаторов народной милиции.


И. Т. Экземплярский умер в сентябре 1932 года в возрасте 34-х лет. В его честь на здании городского отделения милиции установлена мемориальная доска, а ул. Воздвиженская в г. Муроме получила его имя9. Также в честь красного командира названа улица в г. Уральске (Западно-Казахская область).


Шашка (инв. № М-45/1−2 О. 67−68 спец. 11). По времени относится к кон. ХIХ — нач. ХХ вв. Материал: белый металл, черный металл, дерево, кожа. Техника: чеканка, гравировка, ковка. Размер клинка — 77,5×0,3×3см, ножен — 80×0,5×4 см. Клинок стальной, 3-х дольный, слабой кривизны с обоюдоострым концом, у пяты гравировка: «Комконокруг Тов. Экземплярскому от коммунаров В Уральске». Рукоять чеканная белого металла с чернью и растительным орнаментом. Ножны деревянные, обтянутые черной кожей, с гребнем, двумя обоймицами и кольцом из белого металла с чернью и чеканным растительным орнаментом (Ил. 2, 3).


Из огнестрельного оружия в коллекции есть интересный многоствольный бундель-револьвер «Пеппербокс 1−2» (инв. № М-120 О 148). Калибр 16 мм. Материал: черный металл, латунь. Техника: литье. Размер: 33,5×5,5×15 см. Это четырехствольный капсульный револьвер с вращающимся блоком стволов европейского производства, 1-я половина ХIХ в. Ствольная часть револьвера укреплена на шарнире. Длина ствола 16 см. Рукоять латунная, спусковая скоба и спусковой крючок отсутствуют. Заряжается со стороны дула — как старинные кремневые пистолеты (Ил. 4).


Пеппербоксы (англ. pepperbox — перечница) появились в Великобритании и США примерно в 1780—1800 гг. и довольно быстро распространились по всему миру. На первых порах так называли различные многозарядные пистолеты и даже обычные одноствольные револьверы. Однако прижилось название в отношении исторических монстров, напоминающих или большой пистолет, или небольшой пулемет. Пеппербоксы не были свойственны для российской оружейной традиции, редчайшие экземпляры — копии европейских и американских моделей — изготовлялись в основном частными мастерами10.


Из комбинированного оружия интерес представляет трость-ружье первой половины ХХ в. (инв. № М-117 О 145). Материал: металл, кость. Техника: литье, резьба. Размер: дл. общая 93 см, ширина 2 см. Длина ствола 89,5 см. Калибр 13 мм. Ствол ружейный конической формы из двух частей, ручка костяная с железной цепочкой под ней, клейма отсутствуют. Окрашена красным суриком. Стреляющая трость чаще всего является длинноствольным оружием. В Европе стреляющие трости использовались не столько для самообороны, сколько для незаконной охоты, были оружием браконьеров11 (Ил. 5).


Из комбинированного оружия интересен еще кортик-пистолет кон. ХIХ — нач. ХХ вв. (инв. № М-37 О 58.) Материал: черный металл, эбонит. Техника: ковка, литье, гравировка. Общая длина предмета 64 см, дл. клинка 50 см, толщина 0,4 см, ширина 2 см; пистолет: дл. ствола 12,5 см, ширина 1,5 см. Калибр 10 мм. Клинок прямой с обоюдоострым концом, пистолет размещен параллельно клинку у гарды и закреплен двумя винтам на стволе. Пистолет короткоствольный капсюльный с граненым стволом. Рукоять металлическая с эбонитовыми вставками, декорирована орнаментально гравированным щитком из белого металла (Ил. 6).


На фотографии 1900−1910 гг. запечатлен Алексей Федорович Жадин в доспехах и вооружении из своей коллекции и предметов других коллекций (Ил. 7). Сабля восточная (ХVI-ХVII вв., инв. М 15/1−2, О 27). Материал: черный металл, кость. Техника: ковка, резьба, чеканка. Размер: клинок — 88×3×0,5 см, ножны — 90×4×1см. Клинок плоский, кованый; на клинке изображение растительного элемента с насечкой, рисунок нанесен краской золотого цвета, рукоять из кости двух цветов. Ножны металлические с нанесенным на них чеканным растительным орнаментом (Ил. 8).


Кольчуга (ХVI-ХVII вв., Инв. № М — 48 О 71). Материал: черный металл, кожа. Техника: кольчужное плетение. Длина 91 см. На груди и плечах кольца крупные, плоские, заклепаны, в воротник вплетены восемь полос кожи (Ил. 9). Тип кольчатого доспеха — байдана. От кольчуги и панциря байдана отличается лишь размером и формой колец. Кольца байданы более крупные, диаметром до 24 мм, плоско раскованы в виде шайб. Очевидно, что плетение из таких колец было весьма редким, поэтому байдана в основном использовалась в качестве верхней или, возможно, парадной одежды воина. Под байдану, которая хорошо держала рубящий удар, надевался панцирь из мелких колец, который противостоял удару колющего оружия12.


Шлем (ХVII вв., инв. № М-42 О 64). Материал: черный металл. Техника: ковка, гравировка, воронение, золотистая наводка. Размер: 21×21×25 см. Относится к особой категории боевых наголовий, известных в отечественной историографии под названием «индо-персидских шлемов», а в мировом оружиеведении под термином «кула-худ» или «кулах-худ» (kulah-khud). Цельнокованая полусферическая тулья увенчана конической пластиной, навершие с граненым пиковидным острием. К налобной части шлема крепится подвижный наносник-стрелка, а на височных частях наголовья парные трубки-втулки для плюмажа, в которые вставлялись перья или раскрашенный конский хвост; это был своего рода знак отличия. На шлеме изображены сцены охоты, поверхность воронена, рисунок гравирован золотистой наводкой штрихами (Ил. 7). Характерным элементом оформления кула-худ была кольчатая бармица переднеазиатского типа, снабженная специальным сегментом для защиты верхней части лица. Шлемы кула-худ появились в Иране в XVI в., а позднее получили широкое распространение в Передней, Средней и Южной Азии. В некоторых регионах мусульманского мира они продолжали применяться вплоть до второй половины XIX в. Уже в первой половине XIX в. часть шлемов «кула-худ» изготовлялась иранскими оружейниками в качестве сувениров для продажи европейским коллекционерам. Шлем мог применяться в качестве боевого или парадного наголовья представителями иранской, узбекской или казахской знати. В частности, такие шлемы носили наиболее знатные воины. Подобные шлемы нередко очень богато украшались. В отдельных странах Азии они сохраняли церемониальное значение до XIX века. На Руси такие шлемы появились в XVI веке под турецко-иранским влиянием и использовались, в основном, знатными людьми, поэтому богато украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Русские шлемы этого периода делались в соответствии с азиатскими образцами или были привезены из заграницы13.


Щит (ХVII в., инв. М-47 О 70). Материал: черный металл. Техника: ковка, гравировка, воронение. Размер 48×47,5 см. Иран? Щит индо-персидского типа, оборонительный, железный, кованый, круглый. На выпуклой поверхности щита изображены сцены охоты, рисунок гравированный с золотистой наводкой штрихами, на кромке расположена полоса из цветного металла с гравированным текстом арабской вязью, на среднике четыре выпуклых умбона14 (Ил. 7).


Пистолет кремневый (ХVIII в., инв. № М-119 О 147 спец. 116). Материал: белый металл, черный металл, дерево. Техника: литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба. Размер: 59,5×5,5×15,5 см. Ствол стальной с деревянным ложем оправлен в обойму белого металла с чеканкой. Калибр 16 мм. Шомпол металлический, замок ударно-кремневый, на рукояти две чеканные пластины белого металла. На щеке, стволе и замке чеканный орнамент. На замочной доске гравировка с изображением звезд и полумесяца с летящей в него стрелой, рядом неразборчивая надпись. Такой же рисунок, только без надписи, на спусковой скобе (Ил. 10).


Краткий обзор коллекции оружия с отдельно выделенными предметами, конечно, не охватывает все детали. Недостаточные, фрагментарные документальные источники не позволяют четко проследить судьбу коллекции и историю владельцев оружия. Однако собрание оружия нашего музея, на мой взгляд, отражает, по существу, всю эволюцию развития оружейного производства и мастерства в России, Европе и Азии от XVI века до середины XX века и представляет ценный материал для исследователей.



1 Муромское восстание — белогвардейское восстание в Муроме 8—10 июля 1918 года, организованное «Союзом защиты Родины и Свободы». Восстание не было поддержано местным населением и под натиском красных белогвардейцы были вынуждены по лесам добираться до Казани, где вступили в Народную армию КОМУЧА и продолжили борьбу с большевиками. См.: Кручинин А. С. Муромское антисоветское восстание (1918): истоки и предыстория // Уваровские чтения — V. — Муром, 2003. — С. 283−286.


2 Уколова М. Г. «Личная история» муромского купца-собирателя А. Ф. Жадина // Личная история: итоги проекта. — Владимир, 2015. — С. 16−20.


3 Казанкова М. А. Гражданин Мурома — Алексей Федорович Жадин // Сообщения Муромского музея — 2009. — Муром, 2010. — С. 88.


4 Сухова О. А. Иван Семенович Куликов // Личная история: итоги проекта. — Владимир, 2015. — С. 21−26.


5 Гладкова Л. П. Николай Гаврилович Добрынкин // Личная история: итоги проекта. — Владимир, 2015. — С. 26−29.


6 Сухова О. А. Сокровища Мурома. — М., 2012. — С. 54−55.


7 Муромский историко-художественный музей. Путеводитель / Сост. Т. Б. Купряшина. — М., 2003. — С. 9−12.


8 Мохова А. С. Нетривиальная история о белочке на клинке (к атрибуции парадной сабли офицера вермахта) // Сообщения Муромского музея — 2015. — Владимир, 2016. — С. 92−99.


9 Дюмина И. Г. Имя на карте Мурома // Муромский край. — 2015. — № 116 (3868). — 2015.


10 Стреляющая перечница: Ручное стрелковое оружие // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //https:www.weaponland.ru.


11Трость-ружье // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /https:www.historypistols.ru.


12Кольчуга-история и типы кольчужного доспеха // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /https:www.ois.org.ua.


13 Бехайм В. Энциклопедия оружия // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /https:www.enciklopediya-oruzhiya.org.ua.


14 Умбон (лит. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещенная посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном часто находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита. Нередко умбону придавалась за­остренная форма, позволявшая наносить поражающие удары щитом. Щиты с умбоном были широко распространены с бронзового века до позднего средневековья как более дорогой и надежный вариант простого деревянного щита. // [Элект­ронный ресурс]. — Режим доступа: /https:www. ru.wikipedia.org.