Вверх

Васильченко Е. А. Обзор коллекции лубков и плакатов

Коллекция лубков и плакатов Муромского историко-художественного музея насчитывает более полутора тысяч единиц хранения и охватывает период со второй половины XIX по начало XXI веков.


Формирование коллекции начинается с 1930-х годов. Первыми поступили лубки из собрания муромского купца Алексея Федоровича Жадина (1886−1920). На сегодняшний день фонд народных картинок «объединяет различные тематические разделы: бумажные иконы, листы духовного и нраво­учительного содержания, гравюры с видами городов, картинки, отражающие события двух войн: русско-турецкой и первой мировой»1. Особо изучен военный лубок из Муромского ­собрания2.


Автором лубка «Богатырское дело Козьмы Крючкова» (Ил. 1. М., 1914; М-3222) является Дмитрий Стахиевич Моор (настоящая фамилия — Орлов) (1883−1946). Вся творческая жизнь художника была связана с искусством плаката. Он считал, что плакатист должен не только в совершенстве владеть своим ремеслом, но и отчетливо представлять особенности ситуации, в которой его произведение будет восприниматься («учитывать скорость движения пешеходов, знать ширину улиц в своем городе, помнить, что утром люди спешат, а вечером в городе все подавляют огни реклам» и т. д.)3. В нашей коллекции есть еще работы этого мастера: «Царские полки и Красная Армия» (М., 1919; М-2991); «Новая Конституция СССР будет обвинительным актом против фашизма…» (В соавторстве с С. Сенькиным, М.-Л., 1937; М-3276); «Ты чем помог фронту?» (Фрунзе, 1941; М-3356).


С первых дней Советской власти плакату как средству политической пропаганды придавалось огромное значение. Уже в середине 1918 года в Москве был выпущен плакат «Царь, поп и кулак» (М-2998), создавший карикатурные образы на идео­логических врагов нового режима. Изображение дополнялось текстом о том, как трудно жилось народу при царе. Звучал призыв: «Кто хочет снова получить помещиков и царя, пусть идет с кулаком и попом. Кто хочет сохранить землю и свободу, тот должен идти войной на кулака». Варианты этого плаката вышли на нескольких национальных языках.


Агентство Центропечать, организованное при Всерос­сийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК) в 1918 году, первым стало выпускать агитационные плакаты, например: «Долой кулаков! Дорогу крестьянской бедноте» (Ил. 2. М., 1919; М-2995). В коллекции хранятся работы одного из основоположников советского агитационно-пропагандистского плаката Александра Петровича Апсита (1880−1944, один из псевдонимов — Скиф): «Да здравствует Красная трехмиллионная армия» (М., 1919; М-3245), «Граждане, сдавайте оружие» (М., 1918; М-2968).


Новая власть заботилась о сохранении памятников искусства, повышении культурного уровня граждан, пропаганде чтения. Примером служат плакатные листы: «Положение об  избах-читальнях» (М., 1920; М-3247), «Организуйте избы-читальни» (худ. А. П. Апсит; М., 1919; М-17 126). Созданный отдел по охране памятников искусства и старины выпустил плакат «Книги — источник знания. Граждане, берегите библиотеки!» (худ. Н. Н. Купреянов, Н. С. Изнар; М., 1919; М-2987).


После окончания гражданской войны основными темами плакатов стали борьба с разрухой, демонстрация достижений первых пятилеток, выборы в различные органы власти. Много плакатов было посвящено индустриализации и коллективизации, армии и флоту, партии и комсомолу, подрастающему поколению, советской женщине. Все эти темы хорошо прослеживаются на примерах из коллекции музея: «30 лет борьбы под знаменем Ленина» (Ил. 3. Горький, 1931; М-3249); «Герои Советского Союза» (худ. Г. Леонов, М.-Л., 1934, М-3254); «Молодежь, на автомобиль и мотоцикл» (худ. Е. Мельникова, М., 1937, М-3292); «Лучшие работницы и крестьянки — в Ленинскую партию» (Л., 1924; М-2971); «За счастливую колхозную жизнь голосует советская крестьянка» (худ. Е. Мельникова, М., 1937; М-3268) и др. О проблемах санитарии и гигиены рассказывает работа «Открытое письмо ко всей колхозной общественности» (Ил. 6. Авт. плаката Нестеренко, худ. Лодыгин, М.-Л., 1934; М-3255). Искоренению пороков посвящен плакат «Усилим борьбу с проституцией — позорным наследием капитализма» (худ. Н. И. Михайлов, М., 1930; М-3250). Выпускаются плакаты по антирелигиозной тематике — «Была у попа власть — жил поп всласть» (худ. К. Урбетис, М.-Л, 1937; М-3269).


Во второй половине 1930-х гг. как отклик на неспокойную политическую обстановку появляется плакатная продукция, призывающая к борьбе с фашизмом: «Уничтожить гадину!» (худ. Дени, М.-Л., 1937; М-3289), «Привет борцам против фашизма» (худ. В. Корецкий, М.-Л., 1937; М-3288), «К ответу поджигателей войны» (худ. Дени, Долгоруков, М., 1936; М-3265). Работа художника на плакате часто сопровождались комментариями в стихах. Очень плодотворно работал таким образом творческий тандем Дени (Виктор Николаевич Денисов) — Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов). В нашей коллекции есть пример подобного плаката: «Шагают к гибели своей!» (худ. Дени, стихи Д. Бедного, М.-Л., 1937; М-3286). Д. Бедный сотрудничал и с другими мастерами-плакатистами — «Фашизм — кровавый очаг захватнической войны» (Ил. 4. Худ. Ю. Ганф, стихи Д. Бедного, М.-Л., 1937; М-3287).


Большую роль сыграл плакат в годы Великой Отечественной войны. Образно говоря, он был оружием, которое било «точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине»4.


Уже в первые дни войны Ираклий Моисеевич Тоидзе создал один из самых известных плакатов «Родина-мать зовет!» (М., 1941; М-3315). Собирательный образ советской женщины стал олицетворением Отчизны. Изданный на всех языках народов СССР, плакат был невероятно популярен. Выпустили даже специальный тираж размером с почтовую открытку5. Фронтовики носили эти репродукции в карманах гимнастерок.


Интересна история создания еще одного знаменитого «тылового» плаката «Не болтай!» (худ. Н. Н. Ватолина, В. Н. Денисов, текст С. Маршака, М.-Л., 1941; М-3388). По воспоминаниям Нины Ватолиной, в конце июня 1941 года к ней обратилась ее редактор в издательстве Елена Поволоцкая с поручением графически оформить строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены»6. Позировала художнице ее соседка, у которой двое сыновей ушли на фронт.


Плакаты, изданные в 1941—1945 годах, рассказывали о подвигах героев войны, о труде в тылу, о партизанском движении, призывали воинов защитить мирное население. Выполнялись они как в героическом, так и в сатирическом жанре. Наглядной демонстрацией этому служат образцы плакатного искусства из музейной коллекции: «Подвиг Героя Советского Союза Григория Соколова» (худ. Н. А. Долгоруков, М.-Л., 1941; М-3340); «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк» (худ. А. А. Кокорекин, М.-Л., 1941; М-3354); «…под советскую артиллерийскую музыку» (худ. Б. Е. Ефимов, Н. А. Долгоруков, М., 1942; М-21 257); «Уборка урожая — грозный удар по врагу» (худ. Кукрыниксы, М.-Л., 1941; М-3323); «Чем ты помог фронту?» (худ. С. Г. Сахаров, Горький, 1941; М-3408); «Зажигательные авиабомбы — тушите водой!» (худ. И. Говорков, М., 1941; М-3367); «Леша-разведчик» (худ. В. Иванов, М-Л., 1941; М-3397); «Воин Красной Армии, спаси!» (худ. В. Б. Корецкий, М.-Л., 1942; М-3424).


Одним из популярных мотивов в тематике военного плаката было обращение к известным историческим битвам, легендарным полководцам прошлого: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!» (Ил. 6. худ. В. Иванов, О. Бурова, М., 1942; М-3448); «Лучше честная смерть, чем позорная жизнь. Дм. Донской» (худ. В. Иванов, О. Бурова, М.-Л., 1942; М-3446); «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет! Александр Невский» (худ. В. Иванов, Бурова О., М-Л., 1942; М-3449).


Особо хочется отметить плакат «Организуем охрану заводов, электростанций, телефонной и телеграфной связи!» (худ. С. Шор, М., 1941; М-3414). Он был передан в музей В. И. Лякутовым, политруком одного из муромских госпиталей. На обороте плаката нарисована стенгазета «За Родину», выпущенная 25 июня 1942 года оргбюро ВЛКСМ парохода «Чернышевский» (Ил. 7).


Послевоенные плакаты посвящены в основном восстановлению народного хозяйства: «Доведем добычу угля до 250 млн. тонн в год!» (худ. А. Кокорекин, М.-Л., 1946; М-2392); «Дадим больше добротных тканей и обуви советскому народу!» (худ. В. Баюскин, М., 1946; М-2402); «Выше темпы восстановления и строительства!» (худ. В. Корецкий. М.-Л., 1947; М-2420); «Побеждали в боях — побеждаем в труде!» (худ. В. Корецкий. М.-Л., 1947; М-2421); «К мирному созидательному труду!» (худ. В. Иванов, М.-Л., 1947; М-2425).


Плакаты, выпущенные в последующие десятилетия, отражают все аспекты жизни СССР: ударный труд и культурный отдых советских людей, их вклад в борьбу за мир, в укрепление дружбы между народами и т. д. «Колхозники, овладевайте наукой, будьте мастерами высоких урожаев!» (худ. М. Брибейн, М., 1953; М-2701); «Больше металла — сильнее Родина (худ. М. Соловьев, М., 1953; М-2710); «Культурно торговать — почетный труд» (худ. В. Говорков, М.-Л. 1949; М-2511); «Хорошо поработал — отдохнул культурно» (худ. В. Сурьянинов, М., 1952; М-2664); «Поет эту песню китайский солдат» (худ. П. Голубь, М-Л., 1949, М-2488); «День ударного труда — фонду мира» (худ. Н. Свиридова, В. Горячев, М., 1984; М-18 611).


Плакаты активно откликаются на все важнейшие события и знаменательные даты страны: «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы!» (худ. Ю. Иванов, М., 1966; М-2858); «Ленинскому юбилею — наши победы в космосе» (худ. В. Виноградов, М., 1968; М-2894); «Вписали мы в историю Отчизны страницу о героике труда. БАМ» (худ. С. Ермаков, Ю. Жаров, В. Трифонов, М., 1984; М-16 839). В Муроме в 1956 году был издан плакат «250 центнеров кукурузы с гектара!» (Ил. 8. М-2712) о выращивании в колхозе им. Сталина Муромского района кукурузы, которая, согласно Директивам XX съезда КПСС, считалась наиболее урожайной культурой.


Выпускаются сатирические плакаты, высмеивающие недостатки: «О ротозее» (худ. Е. Гаврилкевич, М., 1953; М-2706); «Тит, поди молотить! — Брюхо болит!..» (Ил. 9. Худ. А. Волков, М., 1953; М-2711); «Как работали они — показали трудодни» (худ. В. Сурьянинов, М., 1953; М-2708).


Много внимания уделялось детям и молодежи, пропаганде спорта и здорового образа жизни: «Расти, богатырь» (худ. Б. Березовский, М.-Л., 1950; М-2569); «Когда в колхозе хорошие ясли, спокойна мать и ребенок счастлив!» (худ. Г. Шубина, М.-Л., 1949; М-2479); «Пионеры и школьники, занимайтесь в технических кружках!» (худ. Б. Успенский, М., 1953; М-2751); «Были лучшими в учебе — будьте лучшими в труде!» (худ. М. Соловьев, М.-Л., 1952; М-2682); «Люби и знай родимый край» (худ. Г. Шубина, М., 1951; М-2649); «И млад и стар, выходи на старт» (Ил. 10. худ. Д. Иванов, М., 1981; М-18 614).


Плакаты, выходившие со второй половины 80-х годов XX века, затрагивают новые проблемы общества — беженцев, СПИД, борьбу за экологию. Появляются темы, посвященные перестройке и гласности, кооперативам и антиалкогольной кампании. Изменяется стиль оформления плакатной продукции. «Пристройка к перестройке» (Ил. 11. Худ. О. Зайкова, М, 1988; М-21 251); «Проект закона СССР о кооперации» (худ. А. Глухов, А. Кравченко, М., 1988; М-21 252); «Не губи» (худ. Н. Литвиненко, М., 1988; М-21 253); «Голосуем за мир!» (худ. Т. Бабаева, М., 1988; М-21 255) и др.


С 1974 года Муромский музей становится филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Было принято решение организовать централизованное хранение фондов. В Муромском филиале предполагалось оборудовать хранилище плакатов всего музея-заповедника. Для этой цели в 1979 году выделили ставку хранителя коллекции и в 1980 году в Муром привезли 800 плакатов. По воспоминаниям сотрудников музея, такое хранение было не эффективным. В головном музее и филиалах активно строились экспозиции. Плакаты были очень востребованы, и их часто приходилось выдавать во Владимир для оформления экспозиций и выставок. Со временем плакаты возвратили в прежние хранилища.


Последними в коллекцию Муромского музея поступили плакаты после переписи населения в 2010 году (М-21 624, М-21 625).


Плакатные листы, хранящиеся в музее, в яркой и доступной форме иллюстрируют жизнь страны, являются информативным историческим источником. Кроме того, по ним можно проследить развитие полиграфического искусства, формирование новых тенденций в печатной графике, поиск оригинальных приемов в композиционном и художественном решении. Большинство плакатов подготовлено к печати в издательствах «Искусство», «Плакат», «Советский художник». Есть работы, напечатанные в типографиях Горького, Владимира, Мурома. Лубки выполнены в типо-литографиях С. М. Мухарского, И. М. Машистова, литографиях А. Стрельцова, И. Д. Сытина и др. В музейной коллекции собраны примеры плакатной графики многих известных художников-плакатистов: М. М. Черемных, В. С. Иванова, Н. А. Долгорукова, Б. Е. Ефимова, В. И. Говоркова, В. Б. Корецкого, А. А. Кокорекина, И. А. Коминарца и многих других. Один из мастеров советского политического плаката — Виктор Николаевич Дени (Денисов, 1893−1946) — в своей книге воспоминаний «Мои мыслишки в записной книжке» в стихотворной форме размышлял о предназначении плаката:


Что есть плакат и какова природа плаката?


Говорю в качестве старого плакатиста-солдата.


Плакат не есть длинное чтиво;


Относись к зрителю бережно, учтиво.


Плакат должен быть ясен и прост —


Таков плаката пост.


Плакат есть стрела-молния


к сознанию зрителя,


будь зрителю вроде


молниеносного учителя.


Взглянул зритель


и мыслью объят, вот это и есть плакат!7



1 Уколова М. Г. Военный лубок конца XIX — начала XX века (Из коллекции Муромского историко-художественного музея) // Уваровские чтения — IV. — Муром, 2003. — С. 57.


2 Там же. — С. 56−61; Уколова М. Г. Военный лубок конца XIX — начала XX века из коллекции купца А. Ф. Жадина // Антиквариат. — М., 2014. — № 3. — С. 106−113.


3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.davno.ru/posters/artists/%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%80/.


4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ussrlife.blogspot.ru/2016/05/blog-post.html.


5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pencioner.ru/news/moya-istoriya/istoriya-plakata-rodina-mat-zovyet/.


6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mywebs.su/blog/history/2118/.


7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.stepanov-plus.ru/literator/statji/plakatart.htm.