Вверх

Лутай В. И. О времени возникновения локомотивного депо станции Муром

Нисколько не умаляя роли и достижений локомотивного депо Муром — главного, самого крупного и технически сложного предприятия Муромского отделения Горьковской железной дороги, все же следует восстановить историческую справедливость — дату его основания и начала работы.


В декабре 2009 года локомотивное депо отмечало 130-летие со дня своего основания. Да, сто тридцать лет тому назад первый паровоз повел первый товарный поезд по Муромской железной дороге со станции Муром на Ковров. Да, уже работали паровозные мастерские (потом — паровозное депо) на этой станции, что находилась на юго-западе уездного города Мурома, окраина которого оканчивалась каменным мостом через Успенский овраг на Московской улице.


Все это так. Но то паровозное депо никак не было родоначальником нашего локомотивного депо. Муромская железная дорога, а вместе с ней и паровозные мастерские, строились в 1878−79 годы частным акционерным обществом концессионеров Палена-Никифорова. Дорога оказалась убыточной, и в 1884 году общество обанкротилось. В 1885 г. Муромскую дорогу за 5 млн. 845 тыс. золотых рублей выкупила государственная казна. В 1895 г. Муромская железная дорога вошла в состав Московско-Курской и Нижегородской дорог (тоже казенных), которые, в свою очередь, входили в Министерство путей сообщения. Управление всеми тремя дорогами осуществлялось из Москвы.


В 1910−12 годах строится Московско-Казанская железная дорога от Люберец до Арзамаса. Дорогу строило частное акционерное общество, правление которого возглавлял Николай Карлович фон Мекк. В эти годы построены железнодорожный мост через реку Ока, вокзал на новой станции Муром-I и новое паровозное депо, второе в городе Муроме. Московско-Казанская железная дорога была самой большой и процветающей частной дорогой в России. Как частная под руководством фон Мекка она просуществовала до сентября 1918 года, когда в числе всех бывших казенных дорог была национализирована советским правительством и затем передана в Наркомат путей сообщения в мае 1918 года.


Таким образом, в Муроме с 1880 года уже была одна железная дорога, а в 1912 году через Муром прошла другая. Функционировали они независимо друг от друга: у каждой были свои железнодорожные пути, свои станции и вокзалы, свои паровозные депо. Принадлежали они сначала своим частным обществам, потом одна — казне, другая оставалась в руках акционерного общества вплоть до национализации. Их паровозные депо никак не были связаны друг с другом: ни финансово, ни материально, ни, тем более, штатом рабочих и служащих, т. к. подчинялись разным ведомствам. Поэтому приведенные в юбилейных буклетах «Локомотивное депо Муром. 120 лет» и буклеты и «Локомотивному депо Муром 125 лет (1879 г.-2004 г.)» слова: «Старое депо перестало удовлетворять нужды дороги» и «Встал вопрос о строительстве нового помещения», — не соответствуют действительности. Оба депо функционировали одновременно, обеспечивая нужды разных дорог, естественно не без помощи друг другу, тем более, что старое — Муромской железной дороги — было мало оснащенным.


В 1929 году Муромская железная дорога была ликвидирована, она вошла в состав Московско-Казанской железной дороги. Тогда же, вероятно, паровозное депо на станции Муром-II вошло как цех в состав локомотивного депо Муром-I, а в 1935 году стало вагонным депо.


Так что свой настоящий юбилей локомотивное депо Муром будет достойнейшим образом отмечать в 100 летнюю годовщину со дня своего образования в 2012 году.


Так что же тогда отмечали в юбилей 130-летия? Во всяком случае, муромляне и муромские железнодорожники должны были отмечать даты появления в провинциальном уездном городе Муроме в 1880 году первой железной дороги. Муромская дорога открывала путь быстрого и широкого сообщения со столицами России и другими крупными городами страны, что способствовало развитию торговли, экономики, культуры города и его уезда, а также соседних уездов — целого региона Поокской округи. Причастны к этому все железнодорожники Муромского узла: и движенцы, и путейцы, и локомотивщики, и вагонники, и связисты, и НГЧевцы с водяниками, и другие службы во главе с Муромским отделением дороги, ибо оттуда, с Муромской железной дороги все мы «пошли-поехали». А нынешнее локомотивное депо построено только через тридцать два года после тех событий, и принадлежало оно другой дороге — Московско-Казанской. Таким образом, локомотивное депо не может являться правопреемником того паровозного депо, что было на станции Муром (Муром-2).