Вверх

Сухова О. А. Эмаль в Муромском музее: к вопросу о классификации и катологизации «малых» коллекций

Коллекция финифти Муромского музея невелика и не выделена в отдельную группу, как и в большинстве музеев широкого историко-художественного профиля1. Предметы с эмалями входят в разные коллекции. Наибольшее их количество в настоящее время учтено в составе предметов из металла (черного и цветного). В том числе и «коллекция в коллекции» иконок и дробниц с живописной эмалью XIX в. (Ростов, Москва и др.; вместе с новыми поступлениями ок. 27). По старому же инвентарю 1930-х гг. она числилась среди икон (т. е. про-изведений темперной живописи на дереве): «Коллекция финифтяных образков с изображением разных святых разной формы и размеров (20 штук); от 1,3 до 1,5 до 6−7 см». (Источник поступления не указан — Инвентарная книга № 26. МИХМ. НА № 98. Л. 67об.-68). Кроме того, тогда же были записаны отдельно и не сохранились явно ростовские произведения. Например, финифтяная икона довольно большого размера (22,5×20,5) «Димитрий Ростовский», происходящая из имения графов Уваровых: «Изображение поколенное. Стоит «святой» в богатом облачении и митре. Правой рукой касается стола, а в левой держит посох. Изображение посредине, кругом золоченая рамка». Или образок — «Владимирские чудотворцы» (4,2×4,1) — «Изображение в рост пяти святых. На обороте надпись «Образъ Владимиръ Чудотворц». Заключено в медную рамку. Не дошел до нас и финифтяный образок «Богоматери Троеручицы» (4,8×4) (Там же. Л. 55об.-56; 60об.-61).


В этой же «большой» коллекции металла числятся и другие предметы с эмалями: пластика и чернильницы XVII-XIX вв. (ок. 70 предм.); подносик XVIII в. (Великий Устюг); портрет графа С. С. Уварова в технике гризайли, с подписью мастера Сальникова XIX в. (Ростов)2. Другой эмалевый портрет — неизвестной дамы, художника М. В. Дья-конова3 (1807−1886) — входит в состав коллекции живописи. Два предмета с финифтяными дробницами (митры XIX в.) хранятся в собрании тканей; третья учтена как драгоценный предмет. Всего в коллекции «драгов» насчитывается около 30 предметов с финифтью. Среди них: оклад иконы, напрестольный и наперсный кресты XVII в. (Новгород — ?); детали украшений икон и др. предметы рубежа XIX-XX вв. (Москва, Санкт-Петербург). В их числе и серебряные предметы с живописью по эмали (менее 10), имеющие не только высокую художественную ценность, но и точную датировку по клеймам4. Имеются в собрании (в коллекции нумизматики) и такие специфические предметы с эмалью, как ордена, медали, жетоны и др. Данное исследование носило предварительный характер и его целью является первая презентация муромской коллекции финифти, ранее не исследованной и не опубликованной.


В настоящей работе рассматриваются исключительно предметы религиозного назначения и личного благочестия с живописью по эмали и предлагается каталог этой «малой» коллекции. Он составлен «поверх барьеров» музейного учета и является сводным, включая предметы нескольких вышеперечисленных коллекций Муромского музея5. № 1−10 каталога представляют произведения с целыми ансамблями эмалевых миниатюр; № 11−38 каталога показывают иконки или заготовки для них (без оправ), а также отдельные разрозненные дробницы с различных церковных предметов. Презентуемые произведения (при малом составе собрания) отличаются большим разнообразием по месту, стилю и времени. Значительную группу составляют эмали московских мастеров второй трети XVIII — первой трети XIX вв. Самый ранний из них ансамбль финифтяных дробниц на серебряном потире 1743 г. (кат. 1), происходящий из муромского Троицкого монастыря. Высокое мастерство и утонченность образа показал миниатюрист на дробнице «Святой Сергий Радонежский» возможно созданной в мастерских Троице-Сергиевой Лавры в самом начале XIX в. (кат. 11). Этим же временем датируется и единственная миниатюра коллекции, отнесенная к петербургским мастерам — «Святая муч. Надежда» (кат. 12). Большая же часть муромской финифти является произведениями эмальеров Ростова середины — конца XIX в. Среди них иконка «Св. Даниил Московский» в серебряном обрамлении с городским клеймом Ярославля 1855 г. (кат. 20). Своеобразно отражена традиция многосоставных ростовских произведений из отдельных эмалевых миниатюр в памятнике второй половины XIX в. с центральной пластиной «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками» (кат. 10). Интересен ансамбль дробниц (вероятно созданный в Ростове) на митре второй трети XIX в. последнего Муромского епископа и архимандрита Спасского монастыря Митрофана6. Особенно выразительна миниатюра с его патрональным образом — святителя Митрофана Воронежского (кат. 7).


При подготовке публикации были учтены замечания и уточнения по атрибуции и датировке, предложенные специалистами по финифти М. М. Федоровой, В. Ф. Пак и Е. В. Давыдовой после первой презентации муромской коллекции финифти на научной конференции «История и культура Ростовской земли-2010». Выражаю этим сотрудникам музеев «Ростовский кремль» и имени Андрея Рублева благодарность за оказанные мне консультации7.


Каталог


Кат. 1. Потир. Москва. 1743. МИХМ. Инв. № М-5095(73). Серебро, чеканка, просечка, резьба, золочение; медь, живопись по эмали. 32,0×19,3×19,3; эмалевые дробницы (овалы): на чаше — 5,7×4,2 (в обрамл.; без него — ок. 5,5×4,0); на основании — 3,0×4,0 (в обрамл.; без него — ок. 2,5×3,5). Клейма: пробирного мастера Афанасия Рыбакова: АR; городское клеймо Москвы с датой 174…; неразличимое клеймо [неизвестного мастера 1740 г.: ЯА (в сердечке) — ?]. На поддоне резная надпись: «Сиi сосуды дискосъ звездою и блю (д)цы подаяние блговъщение прсвятыя б (д)цы в црковь в мн (с)тырь что моiсъев (с)кия бгделни дому ея императорского величества при (д)во (р)ного уставщика, жены ево Пелагеи Лазоревны по родителех ея Илию Логина Дари Марфы» (по самому краю); «Наталиi в 1743 г сентября въ Троицкой девичей мона (с)тырь города Мурома» (на нижней части внутри). Поступление: 1930 г. — из Троицкого монастыря в Муроме. Описание: на чаше потира три эмалевые дробницы: «Спаситель», «Богоматерь», «Распятие» (четвертая дробница «Иоанн Предтеча» утрачена). На основании шесть эмалевых дробниц на тему Страстного цикла: «Моление о чаше»; «Несение Креста»; «Увенчание терновым венцом»; «Поцелуй Иуды»; «Христос перед Пилатом»; «Бичевание Христа». Фигуры персонажей приземистые; цвета эмали насыщенные и плотные. В фонах преобладают синий (на верхних дробницах) и фиолетовый (на нижних дробницах) тона. Иконография восходит к западным гравюрам. Помимо потира из всех предметов литургического прибора 1743 г. эмалевой дробницей украшена звездица — кат. 2 [Дискос, звездица, тарели, лжица — МИХМ. Инв. № ММ-5090(72), 5094(76), 5091(74), 5092(75), 5093(73)]. Литература: Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Ч. 1. Монастыри. — Владимир, 1906. — С. 278. Изображение публикуется впервые.


Кат. 2. Звездица. Москва. 1743(?). Эмалевая дробница более поздняя (?). МИХМ. Инв. № М-5094(76). Серебро, чеканка, резьба, золочение; медь, живопись по эмали; 11,6×13,0×13,0. Эмалевая дробница (круг): — 3,8×3,8 (в обрамл.; без него — 3,6×3,6). Клейма неизвестного мастера 1740 г.: ЯА (в сердечке); пробирного мастера Афанасия Рыбакова: АR; городское клеймо Москвы с датой 174…; На внутренней стороне дуги резная надпись: «Бже Дховъ Iвсякия плоти сосвятыми упокои души орабовъ твоихъ Логина ДариI Лазоря Тимофея Марфы Наталии Илию». Поступление: 1930 г. — из Троицкого монастыря в Муроме. Описание: в перекрестии дуг звездицы закреплена эмалевая дробница «Господь Саваоф», исполненная в стиле и манере, отличных от финифтяных миниатюр на потире 1743 г. Представлено поясное изображение Саваофа, он обращен немного влево; правая рука в благословляющем жесте, левой придерживает державу. Под ним — клубящиеся облака. Голова Господа с длинными ниспадающими седыми волосами и бородой вписана в контур треугольного нимба. Одежды нижние сине-сиреневого, плащ — зеленого тонов, фон оливковый. Входит в состав литургического прибора 1743 г. Аналогии: по типу ей близка звездица 1737−1740 гг. с эмалевой дробницей московского серебряника Н. Тимофеева. См.: Уткина В. М. Русское серебро XVIII в. в собрании Ростовского музея-заповедника «Ростовский кремль». Кат. 22. Литература: Косаткин В. В. Указ. соч. — С. 278. Изображение публикуется впервые.


Кат. 3. Потир. Москва. 1773. МИХМ. Инв. № М-5405(74). Серебро, чеканка, просечка, резьба; медь, живопись по эмали; поздняя живопись маслом по меди на двух дробницах; 26,5×16,0×16,0. Эмалевые дробницы (овалы): на чаше — 6,2×4,2 (в обрамл.; без него — 5,9×4,0); на поддоне — 3,2×4,1 (в обрамл.; без него — 3,0×4,0) Клейма: мастера Алексея Спиридонова (?): А"С; альдермана Федора Петрова: А«Ф/П;. пробирного мастера Ивана Савельева: IС; городское клеймо Москвы с датой: 1773. Поступление: 1923 г. — из Спасского монастыря в Муроме. Описание: на чаше потира три эмалевые дробницы: «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Распятие» (четвертая дробница «Спаситель» заменена на позднюю живопись маслом). На основании три эмалевые дробницы на тему Страстного цикла: «Моление о чаше»; «Несение Креста»; «Увенчание терновым венцом» (четвертая дробница заменена на позднюю живопись маслом — композицию «Оплакивание Христа»). Иконография восходит к западным гравюрам. Стиль близок произведениям наивного народного искусства. В колорите преобладают сиреневые и желтые тона; специфически заполнен фон миниатюр — в виде неба с перистыми облачками. Потир один из всех предметов литургического прибора 1773 г. украшен эмалевыми дробницами. [Дискос, звездица без клейм; тарели — МИХМ. Инв. № М-5407(39), 5097(42), 5406(41), 5399(40)]. Аналогии: близки по типу и стилю эмалей: потир 1780 г. московского мастера С. П. Кузова — см.: Трофимова Н. Русское прикладное искусство XIII — нач. XX вв. из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 1982. Кат. 172; потир 1785 г. неизвестного московского мастера (ГГ/К) — см.: Русская эмаль XII — начала XX вв. из Государственного Эрмитажа. Авт.-сост. Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова, Н. Л. Косточкина, О. Г. Костюк, К. А. Орлова. — Л., 1987. — С. 241. Ил. 100. Литература: Косаткин В. В. Указ. соч. — С. 67; Сухова О. А. Древности Муромского Спасского монастыря // Уваровские чтения-III. — Муром, 2001. — С. 32. Изображение публикуется впервые.


Кат. 4. Дарохранительница. Москва. 1804. МИХМ. Инв. № М-5413(84). Серебро, чеканка, просечка, золочение; медь, живопись по эмали, стекла (стразы); 79,0×22,7×16,8. Эмалевые дробницы (овалы): на лицевой и оборотной сторонах — ок. 6,0×7,0 (в обрамл.; без него — 5,0×6,0); на боковых сторонах ок. — 6,5×5,5 (в обрамл.; без него — 6,0×5,0). Клейма: мастера Якова (Иакова) Виталиева: I"В; неизвестного альдермана (1775−1807): А"О/П; проба: 84; городское клеймо Москвы с датой: 1804. Поступление: 1941 г. — из Благовещенского монастыря в Муроме (в то время — прихода). Описание: на стенках нижнего яруса дарохранительницы (прямоугольного ковчега) закреплены четыре эмалевые дробницы на тему Страстного цикла: «Тайная вечеря», «Моление о чаше»; «Несение Креста»; «Положение во гроб». Миниатюры отличает обобщенность образов, схематичность рисунка и лапидарность форм, лаконичность и скупость художественных средств; сочетание локальных цветов. В колорите: оливковый, розовый, серый тона; фон — синего цвета. Аналогии: дарохранительница с эмалями 1816 г. того же московского серебряника и неизвестного мастера (АЛ) — см: Трофимова Н. Указ. соч. — Кат. 134; дарохранительница (латунь) с эмалью и эмалевые дробницы с дарохранительницы московской работы середины XVIII в. — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — М., 1994. Авт. стат. С. Гнутова, авт.-сост. И. Верещагина, С. Гнутова. — С. 11. — Ил. 5−9. С. 32−33; Кат. 5−9. С. 213. Публикуется впервые.


Кат. 5. Оклад Евангелия. Москва. 1821. МИХМ. Инв. № М-5364(54). Серебро; живопись по эмали, стекла (стразы); чеканка, золочение; 52,0×36,0×9,5. Эмалевые дробницы: центральная — 12,5×9,5 (в обрамл.; без него — 11,5×8,5); по углам -11,5×8,5 (в обрамл.; без него -10,0×7,0). Клейма: мастера Петра Григорьева: ПГ; пробирного мастера Михаила Михайловича Карпинского (1800−1824): МК/1821; проба: 84; городское клеймо Москвы. Поступление: 1940 г. — из церкви Николы Набережного в Муроме. Описание: на верхней крышке сплошного серебряного оклада 1821 г. Евангелия (М., 1698 г., с гравюрами без подписей) закреплено пять крупных эмалевых дробниц с традиционными изображениями. В центре — «Воскресение Христово». Иконография восходит к западным гравюрам. Миниатюрист представил фигуру Иисуса Христа, окутанного красным клубящимся плащом, парящим над открытым гробом. Нимб исполнен золотом в виде солнечных лучей. Надгробный камень придерживает ангел, внизу фигуры двух стражей. Именующая надпись: «IС ХС». В верхних углах оклада размещены дробницы с изображениями евангелистов Матфея с ангелом и Иоанна с орлом, с книгами в руках («С. еv. Матфеи» — слева; «с.еv. Iоаннъ» — справа). В нижних углах — Луки с быком и Марка со львом, со свитками («С.еv. Лука» — слева; «с.еv. Маркъ» — справа). Фигуры евангелистов показаны поколенно. Лука представлен в профиль; трое остальных — на три четверти, обращенные к центру. Цвета эмали: красноватый, бледно-сиреневый, зеленый, желтый, голубой. Фон — плотный синего тона (кобальтовый). Очертания нимбов и именующие надписи выполнены золотом. Литература: Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4. — Владимир, 1897. — С. 173. Изображение публикуется впервые.


Кат. 6. Потир. Москва. 1830. МИХМ. Инв. № М-5109 (75). Серебро, чеканка, резьба, скань, зернь, золочение; медь, живопись по эмали, стекла (зеленые; бесцветные — стразы); 35,8×18,5×18,5. Эмалевые дробницы: на чаше (овалы) — ок. 5,0×4,0 (в обрамл.; без него -4,5×3,5); на поддоне (прямоугольники) — ок. 3,0×2,5 (в обрамл.; без него — 2,5×2,0). Клейма: неизвестного мастера: (АЛ —? 1828−1846); пробирного мастера Николая Лукича Дубровина (1822−1855): НЛ (?)/1830; проба: 84; городское клеймо Москвы. Поступление: 1941 г. — из Благовещенского монастыря в Муроме (в то время — прихода). Очевидно, является вкладом 1834 г. муромского купца И. Я. Перлова (1781−1849). Описание: на чаше потира четыре эмалевые дробницы: «Христос в терновом венце», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» «Распятие». На основании четыре эмалевые дробницы на тему Страстного цикла: «Тайная вечеря»; «Моление о чаше»; «Несение Креста»; «Положение во гроб». Иконография восходит к западным образцам. Миниатюры отличают черты классического искусства, соответствующие стилю данного предмета в целом. В колорите красные, зеленые, синие, желтые тона; фон плотный оливкового цвета. Аналогии: потир с эмалями 1834 г. московского мастера Попова Василия Ивановича — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Кат. 62−63. С. 218; потир с эмалями 1841 г. петербургского мастера Михаила Васильевича Бородулина — см.: Русская эмаль XII — начала XX вв. из Государственного Эрмитажа. — Л., 1987. — С. 241. Ил. 119; С. 244; дробницы с потиров «Христос в терновом венце», «Моление о чаше» 1830-х из коллекции Муромского музея — см.: настоящий каталог № 16,17. Литература: Алексий (Новиков), иерод. Благовещенский монастырь в Муроме. — М., 2007. — Приложение. С. 393. Изображение публикуется впервые.


Кат. 7. Митра. Вторая треть XIX в. (?). Эмалевые дробницы — Ростов (?). МИХМ. Инв. № М-5470(202). Бархат; живопись по эмали; шитье золотными нитями, речным жемчугом, бисером; 25,0×26,0×26,0. Эмалевые дробницы: центральная — 5,8×5,8 (в обрамл.; без него — 5,3×5, 3 — круг); верхнего регистра — 5,2×4,5 (в обрамл.; без него — 4,5×4,0 — овалы); нижнего регистра — 6,3×5,8 (в обрамл.; без него — 5,8×5,0 — овалы). Поступление: 1925 г. — из Спасского монастыря в Муроме. Очевидно, принадлежала Митрофану (Загорскому Михаилу Васильевичу 1844−1919), епископу Муромскому и архимандриту Спасского монастыря (1912−1918). Описание: ансамбль эмалевых дробниц на митре первоначально состоял из девяти миниатюр. На центральной (наверху тульи) круглой дробнице (разбита) представлено «Воскресение Господне» в западной иконографии с фигурой Иисуса Христа, парящего над открытым гробом. В верхнем регистре закреплены овальные дробницы с изо-бражениями евангелистов: Матфея, Марка, Иоанна Богослова и Луки. В нижнем регистре более крупные и округлые дробницы с персонажами Деисуса: Спасителя, Богоматери (не закреплена) (дробница с изображением Иоанна Предтечи утрачена); дробница с изображением святителя Митрофана Воронежского — патрона Муромского епископа и архимандрита Спасского монастыря Митрофана. Святой в монашеском облачении и архиерейской мантии. В руке он держит посох. Миниатюры отличаются многоцветностью: синий, голубой, розовый, красный, желтый, коричневый. Тона — яркостью и насыщенностью. Фон — голубого цвета; нимбы святых даны в виде светлых воздушных облачков. Аналогии: характер изображения на дробнице «Богоматерь» близок ее образу на дробнице потира 1838 г. фирмы Сазикова — см.: Зуйкова Т. Историзм в ювелирном искусстве России и Западной Европы // Антиквариат. — № 4(16) 2004. — С. 44−54; Ил. с. 47−48. Публикуется впервые.


Кат. 8. Митра. Последняя треть XIX в.(?). МИХМ. Инв. № М-5625. Бархат; живопись по эмали; шитье золотными нитями, искусственным жемчугом, цветные и бесцветные стекла в кастах; 22,5×23,5×23,5. Эмалевые дробницы: центральная на тулье — 5,6×5,6; нижнего регистра — 7,0×5,6 (в обрамл.; без него — 8,0×4,6). Поступление: 1941 г. — из Благовещенского монастыря в Муроме (в то время — прихода) Описание: ансамбль эмалевых дробниц на митре состоит из пяти миниатюр. На центральной (наверху тульи) круглой дробнице (не закреплена) представлено изображение «Господа Саваофа». В нижнем регистре овальные дробницы с поясными изображениями: Господа Вседержителя (с державой) — (не закреплена), Иоанна Предтечи Крестителя (с крестом), Архангела Михаила (со щитом и «огненным» мечом) и дробница с изображением сцены Благовещения (коленопреклоненные Дева Мария за книгой и Архангел Гавриил с ветвью лилии). Данный сюжет связан с принадлежностью митры муромскому Благовещенскому монастырю и посвящению его главного престола. В миниатюрах разные варианты сочетания цветов (с преобладанием либо красно-синего, либо желто-оранжевого, либо зелено-коричневого); всех их объединяет характер фона — «перламутровый» виде небес с облаками; нимбы святых даны в виде светлых воздушных облачков. Публикуется впервые.


Кат. 9. Митра. Конец XIX в. (ок. 1892 — ?). МИХМ. Инв. № М-5626. Парча золотная, живопись по эмали; бархат, искусственный жемчуг, перламутр («китайский жемчуг»), бирюза (?), цветные и бесцветные стекла в кастах; 20,5×23,0×23,0. Эмалевые дробницы: центральная на тулье — 9,0×9,0 (в обрамл.; без него — 8,0×7,8); нижнего регистра — 7,5×6,5 (в обрамл.; без него — 6,5×5,5). Поступление: 1939 г. — из Вознесенской (Никольской) церкви с. Панфилова Муром-ского уезда. Описание: ансамбль эмалевых дробниц на митре состоит из пяти миниатюр. На центральной (наверху тульи) круглой дробнице представлена сцена Благовещения (Дева Мария за книгой и парящий Архангел Гавриил с посохом и ветвью розы). Вероятно, данный сюжет связан с приделом Благовещения — одним из ранее существовавших престолов в Панфиловском приходе. В нижнем регистре овальные дробницы с ростовыми изображениями: Господа Вседержителя с благословляющей десницей и державой в левой руке (не закреплена); Богоматери с распростертыми руками, Иоанна Предтечи с воздетой десницей и крестом в другой руке (не закреплена); Иоанна Златоуста в позе Оранта с крестом и трикирием. Все миниатюры имеют общее стилевое и цветовое решение, при этом восходят более чем к одному образцу. Единою группу составляют изображения персонажей Деисуса: фигуры грузные, стоящие на «перламутровых» облаках, позы нарочитые. Несколько отлична композиция с Иоанном Златоустом, где в иконографии видны характерные черты гравюры. Западная традиция отражена и в сцене Благовещения. К ней же восходит и обозначение нимба святых на всех дробницах (в виде тонкого ободка). В колорите преобладают розовые и голубые тона. Публикуется впервые.


Кат. 10. Икона. Воскресение с двунадесятыми праздниками, евангелистами, архангелами и Саваофом. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4495. Дерево, латунь, чеканка; живопись по эмали; 46,7×35,7. Центральная пластина (овал) — 32,5×26,2 (в обрамл.; без него — 28,0×22,0; дробница (овал) в центре верхнего поля — 6,0×7,0 (в обрамл.; без него — 4,8×6,0); дробницы (овалы) по углам — 7,5×6,5 (в обрамл.; без него — 6,0×5,0); дробницы (овалы) в центре боковых полей — 7,7×4,0 (в обрамл.; без него — 5,5×2,5). Поступление: время и источник неизвестны; предположительно: 1918; из имения графов Уваровых в с. Карачарове под Муромом. Описание: эмалевые миниатюры закреплены на доске в металлическом чеканном окладе. В центре овальная икона «Воскресение с двунадесятыми праздниками». На ней в традиционном порядке изображены 13 евангельских сцен в прямоугольных рамочках; в центре собственно Воскресение (9,2×7,7), вокруг — праздники (4×3,5). Фон фиолетовый. Цельная композиция пластины производит впечатление имитации произведений на тему «Воскресения с двунадесятыми праздниками», составленных из отдельных эмалевых иконок и довольно распространенных в середине — второй половине XIX в. Наверху доски в центре закреплена дробница «Господь Саваоф», с треугольным нимбом. Внизу доски в центре отсутствует дробница (очевидно «Троица»). По углам — дробницы с изображениями четырех евангелистов. На полях закреплены миниатюры с изображениями Архангелов Михаила и Гавриила. Во всех композициях прослеживается влияние академической живописи второй половины XIX в. Аналогии: по общему замыслу и типу восходит к таким произведениям первой трети XIX в., как «Воскресение» Якова Шапошникова» — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 48−50; более близки, например, ростовские составные иконы «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками» второй половины XIX в. — см.: Там же. — Кат. 100, 113, 114. Публикуется впервые.


Кат. 11. Дробница. Преподобный Сергий Радонежский. Мастерские Троице-Сергиевой лавры (?). Начало XIX в. МИХМ. Инв. № М-4512. Медь, живопись по эмали (утрата эмали на одну треть). 5,9×4,7 (овал). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источ-ник не указаны. Описание: на дробнице представлено поясное изображение Сергия Радонежского, развернутого на три четверти вправо. Правая рука в благословляющем жесте. В левой руке — развернутый вниз свиток с надписью: «Молю убо, вы братии…». Святой представлен в традиционной для него иконо-графии: с правильными чертами лица, длинными кудрявыми седыми волосами и округлой, чуть раздвоенной бородой, ровными морщинами на высоком лбу. Одежды: подрясник цвета желтой охры, ниспадающий складками, темно-коричневая мантия; куколь, с откинутым назад капюшоном и свисающей спереди широкой полосой яркого розового цвета, с написанным золотом Голгофским крестом. Золотом же обозначены мелкие кресты на капюшоне и контуры передней части куколя. Нимб святого в виде светло-желтого ореола, выделяющегося на оливковом фоне миниатюры. Сохранившийся фрагмент именующей надписи: «Сты пре…». Контрэмаль коричнево-розового оттенка. Публикуется впервые.


Кат. 12. Дробница. Святая мученица Надежда. Санкт-Петербург (?). Начало XIX в. МИХМ. Инв. № М-13 081/2 Медь, живопись по эмали. 5,0×4,1 (овал). Поступление: 1990 г. — от Н. П. Ше-пелевой (г. Муром). Принадлежала ее матери Н. М. Аполинской (Поповой) — дочери священника, выпускнице Московских Высших женских курсов (г. Вятка). Описание: на дробнице представлено поясное изображение святой мученицы Надежды, ее голова повернута на три четверти вправо. В правой руке святая держит крест; левая ее рука с паль-мовой ветвью опирается на рукоять меча. Нимб исполнен как ореол — светло-желтого тона, выделяющийся на серо-оливковом фоне. Волосы святой — темные и кудрявые; глаза темные и крупные; черты лица яркие и выразительные; одежды красноватого, голубого, серо-зеленого цвета. Именующая надпись: «С муч Надежда». Контрэмаль светлая с вкраплениями зеленого оттенка. Публикуется впервые.


Кат. 13. Дробница. Иисус Христос. Москва. Начало XIX в. МИХМ. Инв. № М-13 189/11. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 4,3×3,2 — без обрамления (овал); 4,7×3,9×0,4 — с обрамл. Поступление: 1990 г. — из частного собрания (г. Муром). На дробнице представлено погрудное изображение Иисуса Христа, с благословляющей десницей, развернутого влево на три четверти. Волосы и борода темные; одежды красноватого и синего цвета. Фон ярко-василькового тона. Обрамление грубой работы, с закрытой полностью оборотной стороной. Именующая надпись еле заметна: «ХС». Аналогии: дробницы с изо-бражением апостолов московской работы середины XVIII в. — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 14−19. С. 214. Публикуется впервые.


Кат. 14. Дробница. Евангелист Лука. Москва. Начало XIX в. МИХМ. Инв. № М-4516. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 3,5×3,0 — без обрамления (прямоугольник); 3,8×3,2×0,2 — с обрамл. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на дробнице представлено погрудное изображение евангелиста Луки, развернутого влево на три четверти. Нимб грубо обведен черной линией над головой (в западной традиции). Волосы и борода темные; одежды красноватого, синего и зе-леного цвета. Фон ярко-василькового тона. Обрамление простое, с за-крытой полностью оборотной стороной, имеющей приспособление для крепления. Именующая надпись: «Лу ка». Аналогии: дробницы с изображением апостолов московской работы, датированные серединой XVIII в. — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 14−19. С.214. Публикуется впервые.


Кат. 15. Дробница. Господь Саваоф. Москва. 1830-е гг. МИХМ. Инв. № М-20 001. Медь, живопись по эмали. 5,0×5,0 (круг). Поступление: 1980-е гг. — от частного лица (г. Владимир). Описание: На дробнице представлено поясное изображение Саваофа, он обращен немного влево; правая рука в благословляющем жесте, левой придерживает державу и скипетр. Под ним — Святой Дух в виде голубя, распростершего крылья. Голова Господа с длинными ниспадающими седыми волосами и бородой увенчана треугольным нимбом, окрашенным в яркий розовый цвет, с именующей надписью: «Г С». Одежды желтоватого и зеленого тонов, сверху клубящийся плащ красновато-розового цвета. Фон яркий василькового цвета. Контрэмаль светлая с зеленоватым оттенком. Публикуется впервые.


Кат. 16. Дробница. Иисус Христос в терновом венце. Москва. 1830-е гг. МИХМ. Инв. № М-20 003. Медь, живопись по эмали. 4,4×3,5 (овал) Поступление: 1980-е гг. — от частного лица (г. Владимир). Описание: на дробнице представлено поясное изображение Иисуса Христа в терновом венце. Он обращен на три четверти влево; глаза его закрыты, кровь струится со лба до шеи, темные волосы ниспадают до плеч. Одет в плащ розоватого тона, которым покровенны обе его руки, прижимающие древко копья (?). Нимб специально не выделен, но заметно его кресчатое разделение с буквами: «w» «о» «н». Фон серый с именующей надписью: «iис хрс». Контрэмаль светло-серая с темными вкраплениями. Аналогии: дробница «Иисус Христос в терновом венце» на чаше потира 1830 г. — см. наст. Кат. 6. Публикуется впервые.


Кат. 17. Дробница. Моление о Чаше. 1830-е гг. МИХМ. Инв. № М-20 002. Медь, живопись по эмали. 5,0×4,0 (пятиугольник — трапеция в основе). Поступление: 1980-е гг. — от частного лица (г. Владимир). Описание: на дробнице представлен коленопреклоненный Иисус Христос, обращенный в молении вправо, где вверху в «потоке света» светло-желтого тона, выделяющегося на оливковом фоне, видно изображение чаши с крестом. Голова Спасителя с длинными ниспадающими на спину темными волосами также окружена световым потоком; нимб специально не выделен, но заметно его кресчатое разделение; одежды: красновато-розового оттенка хитон и василькового тона плащ. Именующая надпись: «ИIС ХС». Контрэмаль светлая серо-голубого оттенка. Аналогии: близки по иконографии и стилю, с некоторым отличием формы дробницы «Моление о чаше» на основании потиров 1830 г. муромского собрания — см. наст. Кат. 6.; эрмитажной коллекции — см.: Список предметов, похищенных из Государственного Эрмитажа // Антиквариат. — № 9 (40). — 2006. — С. 36. Ил. № 65; с крестов середины XIX — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 74−75. Публикуется впервые.


Кат. 18. Дробница. Евангелист Матфей. Москва (?). Середина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4518. Медь, живопись по эмали. 7,3×5,7 (овал). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. время и источник не указаны. Описание: на дробнице представлено поясное изображение евангелиста Матфея, развернутого вправо навстречу фигуре ангела. Левой рукой святой придерживает книгу, в правой его руке натуралистично решенное миниатюристом гусиное перо, которым он выводит буквы. Нимбы исполнены как ореол — более светлый на бледно-коричневом фоне. Волосы и борода евангелиста седые и пышные; глаза голубые; одежды бледно-розового и синего цвета. Именующая надпись: «С еv Матфеi». Контрэмаль светлая с вкраплениями черных пятен. Публикуется впервые.


Кат. 19. Дробница. Богоматерь. Ростов. Середина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4517. Медь, живопись по эмали. 7,3×5,7 (овал). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на дробнице представлено поясное изображение Богоматери, развернутой на три четверти вправо. Правая рука приложена к груди. В левой руке — развернутый вниз свиток. Мафорий Богоматери малинового тона, хитон — синеватого. Звезды, кайма и украшения на мафории, нимб и именующая надпись: «МР ФУ» исполнены золотом. Фон — васильковый. Контрэмаль светлая бело-голубого оттенка. Публикуется впервые.


Кат. 20. Иконка. Святой Даниил Московский. Ростов. Середина XIX в. Обрамление — Ярославль. 1855 г. МИХМ. Инв. № М-4506. медь, живопись по эмали; серебро. Ок. 5,1×4,2 — без обрамления (овал); 6,0×4,4×0,3 — с обрамл. Клейма: города Ярославля с датой [1]855; ИЗ; 84. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на иконке на фоне пейзажа в правой части изображен преподобный Даниил в монашеском облачении с непокрытой головой. Нимб — в виде ореола светло-желтого цвета. Он обращен влево, левая его рука прижата к груди, а правой он указывает на монастырь, над которым вверху в облаках изображена икона Богоматери с младенцем типа Одигитрии. Рамка в виде простого ободка с ушком. На обороте надпись: «Образъ пресв: «Образъ свъ: Пре: данiила»». Публикуется впервые.


Кат. 21. Иконка. Святые мученики Авраамий и Евгения. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4501. Медь, живопись по эмали; латунь. 7,2×6,0 — без обрамления (прямоугольник); 8,0×6,0 — с обрамл. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на иконке на фоне пейзажа изображены в рост, обращенные немного к центру, святые с крестами в руках: мученик Авраамий и преподобная мученица Евгения (в монашеском облачении). Нимбы в виде светлых ореолов. Над ними именующие надписи: «с.: му: Аврамi» и «с.:пре: муч: Евгенi». Рамка простая прямоугольного профиля, с ушком. На обороте надпись: «Образъ Св. Муч: Аврамiа и Св.: преп: Муч: Евгенiи». Публикуется впервые.


Кат. 22. Иконка. Ростовские чудотворцы. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4497. Медь, живопись по эмали; латунь. 4,3×3,5 — без рамки (прямоугольник); 5,5×4,4×0,4 — с рамкой; оборотная пластина без рамки — ок. 5,0×4,3. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: в первом ряду представлены поколенные фигуры ростовских епископов: Исайи, Леонтия, Игнатия в белых клобуках, с закрытыми Евангелиями. По сторонам за центральной фигурой (Леонтия) изображения епископа Иакова и митрополита Димитрия в митрах. Слева выше изображения преподобного Авраамия, над ним — блаженного Исидора; справа — преподобного Петра, над ним — блаженного Иоанна. Вверху в облаках изображения двух ангелов, держащих икону Богоматери Владимирской. Нимбы золотые. Рамка с ушком: двойная, вогнута внутрь, по краю эмалевой пластины — ободок из дубовых листьев. На обороте надпись: «Образъ Ростовскихъ Чудотворцевъ». Аналогии: например близки, но несколько других изводов, иконки того же времени — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 190; Какадий М. Ростовское финифтяное художество // Антиквариат. — № 3 (35). — 2006. — С. 72. Публикуется впервые.


Кат. 23. Иконка. Богоматерь Печерская и преподобные Антоний и Феодосий. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4498. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 5,2×4,2 — без рамки (овал); 7,6×5,8×0,5 — с рамкой; оборотная пластина без рамки — ок. 6,9×5,8. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: изображена сидящая на престоле Богоматерь в короне. Голова чуть повернута вправо. Обе руки распростерты над головами предстоящих у подножия Антония и Феодосия, изображенных поколенно. Младенец Христос, сидящий на коленях Богоматери, чуть обращен влево и благословляет обеими руками. Все нимбы золотые. Рамка с ушком: двойная, вогнута внутрь, по краю эмалевой пластины — ободок из дубовых листьев. На обороте надпись: «Образъ пре Бцы Печерскiя и пре Антонiи и Феодосiи». Аналогии: например, близка, но несколько другого извода и формы, иконка того же времени — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 124. Публикуется впервые.


Кат. 24. Иконка. Богоматерь Боголюбская. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4505. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 4,8×3,9 — без обрамления (прямоугольник); 5,5×4,2×0,4 — с обрамл.; оборотная пластина без рамки — ок. 4,8×4,0. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на иконке на фоне пейзажа фигура Богоматери с развернутым свитком в правой руке, обращенная в молении вправо к Христу на облаках. Вверху представлен пятифигурный деисусный чин: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил. Все нимбы золотые. Рамка простая прямоугольного профиля, с ушком. На обороте надпись: «Образъ пресв: Бцы Боголюбскiя». Аналогия: например, иконка того же времени — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 115. Публикуется впервые.


Кат. 25. Иконка («двуличная»). Святая великомученица Варвара. Ангел-Хранитель. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4508. Медь, живопись по эмали; серебро. Ок. 2,5×1,9 — без обрамления (овал); 2,8×2,0×0,3 — с обрамл. Клейма: R; 84. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на лицевой пластинке представлено погрудное изображение мученицы Варвары с чашей в правой руке (типа потира); в левой руке — зеленая пальмовая ветвь (в виде трех узких листов). На голове святой корона, от которой спускается фата зеленоватого тона: на плечах накидка пурпурного цвета; одета в платье желтоватого оттенка (в тон короны и чаши). Именующая надпись: «С вк муч Вар». На оборотной пластинке представлено погрудное изображение Ангела, исполненное схематично черным цветом. Именующая надпись: «Англ Хр». Рамка в виде простого ободка с ушком. Публикуется впервые.


Кат. 26. Иконка. Богоматерь Иверская. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4509. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 2,5×1,9 — без обрамления (овал); 3,0×2,1×0,3 — с обрамл. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на лицевой пластинке представлено поясное изображение Богоматери с младенцем, сидящим на ее левой руке, правая ее рука приложена к груди. На голове — корона. Тон одежд выдержан в розоватых тонах; хитон Христа — зеленоватого цвета. Фон — голубого. Именующая надпись: «мр фу ивирск». Рамка в виде простого ободка с ушком. На обороте надпись: «Пр: Бц Ивирскiя». Публикуется впервые.


Кат. 27. Иконка. Богоматерь Иверская. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4500. Медь, живопись по эмали; латунь, бархат. Ок. 4,6×3,8 — без обрамления (прямоугольник); 7,4×6,0×0,5 — с обрамл. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на лицевой пластинке представлено поясное изображение Богоматери с младенцем, сидящим на ее левой руке, правая ее рука приложена к груди. Тон одежд выдержан в красноватом и зеленом тонах; хитон Богоматери — синеватого цвета. Фон — голубого. Нимбы бледно-золотые. Именующие надписи: «Ивирскiя Бцы»; «МР ФУ ивирск». Оборотная сторона закрыта красноватого тона бархатом. Рамка фигурная с херувимами по углам, с ушком. Аналогии: например, близка, но несколько схематичнее иконка того же времени из частного собрания — см.: Какадий М. Указ. соч. — С.71. Публикуется впервые.


Кат. 28. Иконка. Святые мученики Гурий, Авив и Самон. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4510. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 4,0×3,2 — без обрамления (прямоугольник); 4,0×3,2×0,3 — с обрамлением. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на иконке представлено изображения трех святых в рост в минейном варианте: Гурия с крестом в правой руке, Авива в облачении дьякона, Самона с пальмовой ветвью в левой руке. Нимбы золотые. Цвета эмали: голубой, розовый, зеленый. Над фигурами именующие надписи: «с. Гурiи», «с. Авивъ», «с. Самонъ». Значительная утрата эмали на изображении центральной фигуры; от рамочки сохранился только рельефный внутренний ободок. Контрэмаль коричнево-розового тона. Публикуется впервые.


Кат. 29. Иконка. Святой мученик Авраамий. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4502. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 4,9×4,3 — без обрамления (прямоугольник); 5,8×4,5×0,4 — с обрамлением. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. На иконке, на фоне неба с перистыми облаками, представлено поясное изображение мученика Авраамия с крестом в левой руке; правая рука прижата к гру-ди. Нимб обведен тонкой красной линией. В левом верхнем углу в обла-ках дано изображение Спасителя с благословляющей десницей. Рамка простая прямоугольного профиля, с ушком. На обороте надпись: «Образъ свъ.: муч: Аврамiа: преп:». Публикуется впервые.


Кат. 30. Иконка. Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4507. Медь, живопись по эмали; латунь. 4,8,х3,8 — без обрамления (овал); 5,7×4,2×0,3 — с обрамлением. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на иконке в центре в светлом (бледно-желтом) ореоле изображена Богоматерь, обращенная вправо к коленопреклоненному Сергию. Ее левая рука вознесена над головой святого, правая опущена. В левой части композиции за спиной Богородицы представлены фигуры апостолов Петра и Иоанна. В правой части за спиной Сергия схематичное изображение фигуры монаха со спины (Михея — ученика Сергия). Вверху в облаках изображение Святого Духа в виде голубя. Нимбы с золотой обводкой. Рамка в виде простого ободка с ушком. На обороте надпись: «Образъ Явленiя Престыя Бцы Пр. Сергiю». Публикуется впервые.


Кат. 31. Иконка. Голова Иоанна Предтечи. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4504. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 4,8,х4,0 — без обрамления (прямоугольник); 5,7×4,3×0,5 — с обрамл. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на иконке в центре изображение головы Иоанна Предтечи на блюде, стоящем на столе, покрытом красной скатертью. Вверху — занавесь зеленого тона. Изображение нимба традиционной формы для русской иконописи (желтого тона с малиновой обводкой). Кровь показана в виде «пучка» струй. Рамка простая прямоугольного профиля, с ушком. На обороте надпись: «Образъ глава: Иоанна пре». Публикуется впервые.


Кат. 32. Пластинки от иконки (лицевая и оборотная). Голова Иоанна Предтечи. Ростов. Вторая половина XIX в. МИХМ. Инв. № М-4515. Медь, живопись по эмали; 4,7×4,0 (прямоугольники). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: в центре лицевой пластинки изображение головы Иоанна Предтечи на блюде, стоящем на столе, покрытом зеленой скатертью. Вверху — занавесь красного тона. Изображение нимба в западной традиции (в виде золотого ободка). Кровь показана в виде двух струй и капель. Над изображением головы — именующая надпись: «с: Iоаннъ». Контрэмаль розово-коричневого тона. На оборотной пластине надпись: «Обр:ъ главы с: Iоанна Пред:». Контрэмаль — серо-голубого оттенка. Публикуется впервые.


Кат. 33. Иконка. Святой великомученик Георгий Победоносец. Ростов. Последняя четверть XIX в. МИХМ. Инв. № М-4503. Медь, живопись по эмали; латунь. Ок. 5,7×4,6 — без обрамления (прямоугольник); 6,7×4,8×0,6 — с обрамл. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на иконке, на фоне условного пейзажа с зеленым лугом, водоемом и деревом представлено изображение святого Георгия на белом коне, поражающего дракона копьем. Нимб золотой. Именующая надпись: «с. георг iй». Рамка в виде простого ободка с ушком. На обороте надпись: «Образъ св: муч: Георгiия Побед:». Публикуется впервые.


Кат. 34. Иконка. Святая великомученица Варвара. Ростов. Последняя четверть XIX в. МИХМ. Инв. № М-4499. Медь, живопись по эмали; латунь. 4,7×3,7 — без обрамления (прямоугольник); 5,7×4,1×0,5 — с обрамл. Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на лицевой пластинке представлено поясное изображение мученицы Варвары с чашей в правой руке (типа потира); левая приподнята к груди. На голове святой небольшая корона, от которой спускается фата серо-зеленоватого тона: на плечах накидка малинового цвета; одета в платье желтоватого оттенка (в тон чаши). Нимб в виде светло-желтого ореола. Фон — серо-голубой. Именующая надпись: «вч Варвара». Рамка в виде простого ободка с ушком. На обороте надпись: «Обр с вч Варвара». Публикуется впервые.


Кат. 35. Пластинка (штука) для иконки. Святая великомученица Екатерина. Ростов (?). Конец XIX в. МИХМ. Инв. № М-4513. Медь, живопись по эмали. 4,5×3,5 (прямоугольник). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на пластинке представлено поясное изображение великомученицы Екатерины. Правая рука святой прижата к груди; левой она придерживает колесо. На голове святой корона; нимб — в виде тонкого светлого обводка; на плечах накидка малинового цвета, отороченная горностаевым мехом; одета в платье зеленого цвета. Фон — глубокий тона темного шоколада. Контрэмаль яркая розовато-коричневого тона. Аналогии: по иконографии близка иконке второй половины XIX в. — см.: Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — Ил. Кат. 148. Публикуется впервые.


Кат. 36. Пластинка (штука) для иконки. Святой Сергий Радонежский перед гробами родителей. Ростов. Конец XIX в. МИХМ. Инв. № М-4514. Медь, живопись по эмали. 4,9×4,0 (прямоугольник). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на пластинке представлено изображение в рост преподобного Сергия в иноческом облачении [красный куколь, (капюшоном, откинутый назад, не обозначен), зеленая риза, темная мантия]. Он совершает панихиду у тел родителей, лежащих в гробах. В правой руке святого кадило (видны только цепи от него); левая рука прижата к груди. Нимб в виде светлого ореола. Над гробами на стене видна пелена или хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного и занавесь красного тона. Фон — бледно голубого цвета. Контрэмаль яркая розовато-коричневого тона. Аналогии: например, иконка из частного собрания — см.: Какадий М. Указ. соч. — С. 75. Публикуется впервые.


Кат. 37. Пластинка (штука) для иконки. Святой праведный Симеон Богоприимец. Ростов. Конец XIX в. МИХМ. Инв. № М-4511. Медь, живопись по эмали. 4,0×3,0 (прямоугольник). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. время и источник не указаны. Описание: на пластинке представлено поясное изображение старца Симеона с седыми волосами и бородой, держащего на руках младенца Христа, у которого в правой руке — развернутый свиток. Богоприимец закутан в зеленого тона покрывало; младенец Христос в светло-сером одеянии. Нимбы показаны в виде светлых ореолов. Фон оливкового оттенка. Контрэмаль бордово-коричневого тона. Аналогии: например, иконка из собрания ВМДПиНИ — см.: Малаева З. Ростовские финифтянщики и их искусство живописной эмали // Антиквариат. — № 6 (18). — 2004. — С. 12. Публикуется впервые.


Кат. 38. Пластинка (штука) для иконки или дробницы. Богоматерь Воплощение (Знамение). Конец XIX в.(?) МИХМ. Инв. № М-4519. Медь, живопись по эмали. 4,0×3,0 (прямоугольник). Поступление: в учетных документах музея 1930-х гг. точное время и источник не указаны. Описание: на пластинке представлено поясное изображение Богоматери в позе Оранта, с благословляющим Христом. Младенец показан на фоне груди Девы Марии и заключен в овал. Нимб ее показан в виде светло-желтого «воздушного облачка», нимб младенца очерчен одной линией. Фон голубого оттенка. Именующие сохранившиеся надписи: «МР», «ИС ХС». Контрэмаль светлая с зеленым оттенком. Публикуется впервые.




1 Например, см.: Федорова М. М. Ростовская финифть из собраний музеев Ярославской области // История и культура Ростовской земли — 2003. — Ростов, 2004. — С. 404−422.


2 МИХМ. Инв. № М-4733; 12,2×10 (в медной рамке — прямоугольник); происходит из имения графов Уваровых в с. Карачарово под Муромом. Данный финифтяный портрет — предмет отдельного исследования в будущем. Очевидно работа Н. А. Сальникова (1817−1880-?). См. о нем: Федорова М. М. Мастера финифтяных дел из прихода церкви Воскресения Лазаря в Ростове // История и культура Ростовской земли — 2002. — Ростов, 2003. — С. 287.


3 Уроженец Мурома; директор художественной школы для вольноприходящих учеников в Санкт-Петербурге (1861−1881). Эмалевый портрет — МИХМ. Инв. № М-7253; 10,0×8,0 (овал).


4 При определении клейм использован труд М. М. Постниковой-Лосевой. См.: Золотое и серебряное дело XV-XX вв. — М., 1983; привлекались и отдельные работы по коллекциям «драгов» — см.: Трофимова Н. Русское прикладное искусство XIII — нач. XX вв. из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М., 1982; Уткина В. М. Русское серебро XVIII в. в собрании музея-заповедника «Ростовский кремль». — М., 2009; Шитова Л. Серебряные мастерские Троице-Сергиевой лавры // Антиквариат. — № 9 (20). — 2004. — С. 70−76; она же. Образ преподобного Сергия Радонежского на драгоценных произведениях богослужебной практики // Антиквариат. — № 11 (62). — 2008. — С. 28−35.


5 Изданы каталоги эмалей, например, см.: Каталог русских эмалей на золотых и серебряных изделиях собрания Государственного Исторического музея и его филиалов. — М., 1962; Русские эмали XI-XIX вв. из собраний Государственных музеев Московского кремля, Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа / Под ред. М. М. Постниковой-Лосевой. — М., 1974; Шитова Л. А. Живописные эмали в собрании Загорского музея-заповедника. — М., 1988; в основном учтен опыт составителей каталогов: Русская эмаль XII — начала XX вв. из Государственного Эрмитажа. — Л., 1987; Гнутова С. В. Русская эмаль XVII-XX вв. из собрания музея имени Андрея Рублева. — М., 1994; использованы обзорные статьи по музейным и частным коллекциям финифти. Например, см.: Федорова М. М. Из новых поступлений в музей // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2000. Вып. XI. — С. 239−244 (о частной коллекции живописной эмали ярославского антиквара С. А. Волнухина); Какадий М. Ростовское финифтяное художество // Антиквариат. — № 3 (35). — 2006 (из частных коллекций); Малаева З. Ростовские финифтянщики и их искусство живописной эмали // Антиквариат. — № 6 (18). — 2004. — С. 8−15 (из собрания ВМДПиНИ).


6 Загорский Михаил Васильевич (1844−1919), епископ Муромский и архимандрит Спасского монастыря (1912−1918). В 1906 г. принял монашество под именем Митрофана; рукоположен в иеромонахи и определен настоятелем Переславского Троицкого Данилова монастыря; возведен в сан архимандрита. В 1912 г. назначен епископом Муромским. В 1918 г. арестован как участник белогвардейского мятежа в Муроме. О нем см.: Чернышев В. Я. Муромский Спасский монастырь. Страницы истории. — М., 2006. — С. 73−79, сн. 119. Об изображениях его патрона св. Митрофана Воронежского ростовскими финифтянщиками см.: Федорова М. М. «Мастера и образа». По переписке настоятеля Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря о. Флавия // История и культура Ростовской земли-2004. — Ростов, 2005. — С. 290−302; она же. Ростовский эмальер Алексей Тарасов // История и культура Ростовской земли-2008. — Ростов, 2009. — С. 383−384.


7 Помимо указанных выше работ М. М. Федоровой использовались также другие ее публикации по исследованию ростовской финифти 1993−2010 гг.; статьи Пак В. Ф. Неизвестная икона (живопись по эмали) из Рыбинского музея-заповедника // Сообщения Ростовского музея. Вып. X. — Ростов, 2000. — С. 181−186; она же. Изображения Серафима Саровского на эмали (из собрания ГМЗРК) // История и культура Ростовской земли-1999. — Ростов, 2000. — С. 181−189. Учтены публикации по теме ростовской финифти и развития промысла других сотрудников ростовского музея: В. В. Зякина, А. Е. Видинеевой, Л. Ю. Мельник, Е. И. Сазоновой и др. Организация финифтяного промысла в Ростове в конце XVIII-XIX вв. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1992. Вып. III. — С. 9−35.