Вверх

Н. Н. Жервэ. Митрополит Евгений (Болховитинов) и начало изучения русских провинциальных древностей

В контексте истории русской культуры конца XVII — начала XX веков и культурной жизни русской провинции история изучения славянских древностей является наименее исследованным вопросом. За последние десятилетия кроме А. А. Формозова к данной проблеме, пожалуй, всерьез не обращался никто из исследователей. Причины столь неожиданного на первый взгляд явления на самом деле более чем объективны и конкретны: 1) открытие, изучение и собирание русских древностей было слишком тесно связано с таким явлением в истории русской культуры как меценатство, о котором в наше время старательно умалчивали; 2) сбор сведений и изучение местных провинциальных древностей во многом зависели от деятельности краеведов, а с 30-х годов нашего века после ряда краеведческих процессов даже термин «краеведение» вызывал только отрицательную реакцию в исторической науке; 3) у истоков изучения русских древностей как письменных, так и вещественных, во многих регионах России стояли церковные деятели, а принадлежность к «поповству» в советское время была отталкивающим фактором.

В связи со всем вышесказанным, мне представляется чрезвычайно важным и нужным вернуть из небытия незаслуженно забытые имена меценатов, краеведов, церковных деятелей, чьими трудами и «малыми подвигами» были спасены и сохранены для нас древности русской земли.

Для северо-западного региона — новгородской, псковской и вологодской земель истоки изучения древностей связаны с жизнью и деятельностью замечательного ученого, историка, писателя, церковного деятеля митрополита Евгения (Болховитинова). В Уваровском фонде ОПИ ГИМа (Ф. № 17. Оп. 1) мне удалось обнаружить два интересных документа, непосредственно связанных с Болховитиновым: 1) материалы по истории Украины, подготовленные к III археологическому съезду 1874 года (Д. № 657) содержат «Очерк жизни и ученых трудов Евгения, митрополита Киевского и Галицкого». Рукопись написана хорошим писарским подчерком, автор не указан, но и аннотации ГИМа — А. С. Уваров. В очерке кратко изложены основные вехи биографии, все перемещения по службе, награды, перечень трудов. Важно отметить, что эта биография появилась в числе первых публикаций и статей, посвященных Болховитинову; 2) в папке подготовительных материалов к XVI археологическому съезду, который должен был проходить в Пскове летом 1914 года и не состоялся из-за начавшейся войны, находится статья Н. Е. Северного «Митрополит киевский Евгений Болховитинов» (д. № 640, лл. 80−105). В предисловии автор — преподаватель истории Воронежской гимназии и член Губернского статистического комитета, объясняет причины, побудившие его предложить свой доклад, подготовленный 47 лет назад к 100-летнему юбилею Болховитинова и частично печатавшийся в местных воронежских газетах, вниманию очередного археологического съезда: «В большинстве самых крупных сочинений о м. Евгении… проглядывает, по моему мнению, хотя и в разных степенях то отношение свысока к митрополиту Евгению как к ученому историку, первым выражением которого явился архиепископ Филарет (Гумилевский). И господин Шмурло недооценивает, как нам кажется, ученых самостоятельных заслуг Евгения как историка…» (Д. 640. Л. 80−82).

125 лет назад, в 1867 году почти во всех городах, где служил и трудился Евгений Болховитинов праздновали 100-летие со дня его рождения. К юбилею были написаны ипервые статьи, опубликован ряд документов, писем. Современники по-разному оценивали научную деятельность Евгения: одни видели в нем «усердного ревнителя просвещения, превосходного литератора, ученейшего сына православной Руси, принадлежащего кчислу первых ученых Европы», другие обвиняли митрополита в «отсутствии систематического взгляда на явления истории… передаче кучи фактов исторических, не соединен ных никакою общей мыслью», а к началу XX столетия имя Болховитинова вообще быломногими забыто.

Основная часть архива митрополита Евгения находится сейчас в центральной научной библиотеке Киева, многие интересные документы и материалы хранятся в архивах Москвы (РГАДА, ОПИ ГИМ, ОР РГБ), Санкт-Петербурга (РГИА, ОР ГНБ, СПФИРИ РАН), Воронежа. Обширная переписка Болховитинова существенно дополняет представления о нем как ученом и человеке — круг его корреспондентов и друзей насчитывает около 90 имен.

Ефимий Алексеевич Болховитинов — сын священника воронежской ВходоИерусалимской церкви, родился 18 декабря 1767 года. Образование получил в Воронежской семинарии и Московской духовной академии. Посещая лекции в Московском университете, он познакомился с Н. И. Новиковым и участвовал в просветительской деятельности новиковского кружка, занимаясь переводами иностранных книг и изучением исторических документов.

По возвращении в Воронеж с 1788 по 1799 годы Болховитинов преподает в Воронежской семинарии, создаст свой литературный кружок, куда входят образованные воронежцы: граф Бутурлин, П. И. Литке, В. И. Македонец. Уже тогда Ефимий Болховитинов задается целью изучения тех исторических древностей, которые уцелели в его родном Воронеже, собирает и записывает местные предания старины. Результатом работы было «Полное описание жизни святителя Тихона Задонского», «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».

Серьезное обращение к письменным источникам и рукописям, определившее его дальнейший, растущий интерес к славянским древностям началось в Петербурге, где Ефимий Болховитинов принял монашество под именем Евгения и с 1800 по 1804 годы являлся префектом Александро-Невской духовной академии, преподавателем философии и красноречия. Обилие обязанностей и отсутствие свободного времени мешало ему вплотную заняться научными исследованиями, но была возможность работы в академической библиотеке, где имелись многочисленные рукописи и книги, из которых Евгений делал выписки, составлял описания наиболее ценных и интересных экземпляров, определял даже время происхождения некоторых рукописей.

Во время пребывания в Петербурге Евгением было написано сочинение, вызвавшее огромный интерес — «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии» (1802 г.), а в 1803 году Болховитинов издал «Церковный календарь или полный месяцеслов», и мысль о составлении полных исторически достоверных святцев не отставляла его и впоследствии. Тогда же было написано «Исследование об обращении славян в христианскую веру» (осталось в рукописи), около 60 статей в 7 томах «Географического словаря» Щекатова и Максимовича (о славянских племенах, кочевниках, о первых славянских городах и т. д.).

Готовых библиографических описаний» справочных изданий, хронологических таблиц в распоряжении ученых начала XIX века еще не было, и Болховитинов оказался в числе первых русских собирателей славянских древностей. Петербургские его труды стали важнейшим звеном в ряду последующих изданий: церковных, исторических, археологических, филологических.

В 1804 году Евгения назначают епископом Старорусским и викарием Новогородским. Его четырехлетнее пребывание в Новгороде становится важнейшим этапом в деле изучения провинциальных русских древностей. В Новгороде его интересовала прежде всего библиотека Софийского собора, богатая древними ценными рукописями и книгами, часть которых тогда еще не была разобрана и описана. Работа по разбору рукописей библиотеки Софии, архиерейского епархиального архива, монастырских библиотек и архивов принесла вполне ощутимые результаты: было найдено, скопировано, изучено несколько десятков интереснейших рукописных книг, грамот, актов, описей. С одного из списков, найденного в архиве архиерейского дома, протоиерей Софийского собора Ни кифор составил подробное «Описание новгородского Софийского кафедрального собора», проверенное и отредактированное Евгением и впоследствии широко использовавшееся в описаниях новгородских древностей во второй половине XIX века (архимандрит Макарий, граф М. Толстой и др.). Текст этой рукописи был опубликован в начале XX века в трудах XV археологического съезда.

Самой интересной и важной находкой Болховитинова в Новгороде стала «древнейшая из подлинных княжеских грамот русских» — Мстиславова грамота Юрьеву монастырю ИЗО г. Живя в Новгороде, Евгений устраивал даже археологические раскопки. Именно он сделал первое, очень точное наблюдение о глубине культурного слоя: «В самом городе она очевидно приметна, и на городской стороне по набережным местам, инде аршин 8-м или 9-ть должно копать до материка».

На основе собранного материала в 1807 г. Евгений написал «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» — первое серьезное исследование, посвященное важнейшим проблемам новгородской истории. Труд этот стал замечательным явлением в русской исторической науке начала XIX века, а многие вопросы, поднятые тогда ученым, не потеряли своего значения и актуальности и сегодня. Эта книга побудила к дальнейшему изучению прошлого Новгорода и новгородской земли.

Во время пребывания в Новгороде были также собраны материалы и начата работа над такими фундаментальными трудами как «Новый опыт исторического словаря о Российских писателях», «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина», «История российской иерархии».

Митрополит Евгений был избран членом многих ученых обществ: с 1806 г. по предложению Г. Р. Державина — членом Российской Академии, что, однако, не вызвало большого восторга у самого Евгения. Наибольшее значение для его исторической ученой деятельности, конечно, имело участие в работе Московского общества истории и древностей Российских, членом которого он стал в 1811 г.

В своей дальнейшей служебной и научной деятельности Болховитинов продолжал изучение русских провинциальных древностей. С 1808 по 1813 г. он возглавлял Вологодскую епархию и результатом его деятельности на «северной Украине» были собранные в течении нескольких лет материалы по истории Вологодской земли, из которых была составлена «История Вологодской епархии», «Описание вологодских монастырей» и сочинение о вологодских святых, куда вошли биографии 42 пермских, вологодских, устюжских иерархов (эти работы напечатаны только частично, основная часть их — в рукописях).

С 1813 по 1816 г. он занимал Калужскую кафедру, занимаясь епархиальными делами и составляя «Историю славяно-русской церкви».

В 1816 г. Евгений был назначен архиепископом Пскова и всей Лифландии и Курляндии. Шесть лет пребывания на этой кафедре ознаменовались новыми изысканиями вбиблиотеках, архивах, осмотром памятников старины, монастырей, древней Изборскойкрепости. В 1821 г. Евгений издал 5 тетрадей о разных монастырях псковской земли, а к1822 г. было подготовлено: 1) свод Псковских летописей; 2) список грамот псковских идругих, нужных для истории Пскова; 3) летопись древнего княжеского города Изборска. Еще в 1818 г. была закончена, но только в 1831 г. напечатана «История княжества Псковского», где наряду с летописями использовались и прибалтийские хроники.

Последние 15 лет жизни и деятельности Евгения прошли в Киеве, где он также не оставлял исторических своих занятий, принимая самое деятельное участие в исследованиях фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот, церкви св. Ирины на крепостном валу. Он мечтал осуществить археологическое исследование всей древней киевской земли, но, не видя скорой реальной возможности реализации своего замысла, хотел, по крайней мере, восстановить план древнего Киева, его ближайших окрестностей и вел поиски в архивах и на местах. Были собраны сведения об урочищах киевской земли. Кроме того, Болховитинов издал «Описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии с присовокуплением разных грамот и выписок» (1825) и «Описание Киево-Печерской лавры» (1826). Умер Евгений в Киеве 23 февраля 1837 г. и был погребен согласно завещанию, в Сретенском приделе Киево-Софийского собора за правым клиросом, в стене.

В декабре 1992 г. в Петербурге, Воронеже, Киеве отмечалось 225-летие со дня рождения Евгения (Болховитинова). На Болховитиновских чтениях выступали историки, филологи, философы, богословы, музыковеды, краеведы, раскрывая в своих докладах и сообщениях разные грани таланта этого энциклопедически образованного ученого иерарха, и это — лучшая память о его делах и трудах!