Вверх

Т. В. Сергина. Археология Вязьмы (некоторые итоги и перспективы изучения)

Культурный слой древнерусских городов является неотъемлемой частью национального культурно-исторического наследия. Его охрана и научное исследование законодательно закреплены. В одних городах (Псков, Новгород, Старая Русса, Тверь, Владимир, Городец на Волге, Нижний Новгород и др.) уже налажено практическое осуществление этого закона, в других такая работа только начинается.

Вязьма принадлежит к числу древнейших городов Смоленской земли. Ранняя история города не получила достаточного освещения в письменных источниках. Впервые он упомянут в летописи под 1239 годом, когда смоленский князь Владимир Рюрикович отдал город в удел своему сыну Андрею Владимировичу Долгая Рука, с которого берет начало род князей Вяземских. Затем Вязьма надолго исчезает со страниц летописи и вновь о ней упоминается под 1300 годом в связи с междоусобной войной в Смоленской земле, когда вяземский князь Андрей пришел с вязьмичами на помощь осажденному Дорогобужу, заставив отступить смоленского князя Александра Глебовича с братом Романом. Выгодное положение города на одноименной реке, связывающей бассейны важнейших рек — Днепра, Волги, Оки — способствовало его росту и экономическому развитию, определило интерес к этому району западных и восточных соседей, превратив тем самым город в объект непрекращавшихся в течение столетий территориальных притязаний. В XIII-XIV вв. Вязьма являлась центром удельного княжества, в 1403—1493 гг. входила в состав литовских земель. Возвращенная в состав русских земель в конце XV в., она на протяжении XVI-XVII вв. не раз становилась главным лагерем русских войск в западных кампаниях. Обороне Вязьмы как пограничного города центральное московское правительство придавало особое значение. Письменные источники XVI и особенно XVII вв. пестрят сообщениями о Вязьме. В первой трети XVII в. в Вязьме отстраивается большая крепость с 6 каменными и 3 деревянными башнями («большой» или «нижний острог» по писцовым книгам 1627 г.), от которой ныне сохранилась лишь одна угловая Спасская башня. Кроме того, на Соборной горе известна «малая» крепость с 3 деревянными башнями — детинец Вязьмы. Несомненно, что оборонительные сооружения были в городе и прежде. С. Герберштейн отмечал в XVI в. наличие в Вязьме крепости; «замком» называли Вязьму литовско-польские источники XV в.

В начале XX в. археологическое обследование окрестностей Вязьмы проводила Е. Н. Клетнова, выявившая юго-западнее города в урочище Русятка городище с валом и рвом и курганы. Ею же были раскопаны несколько курганов XI-XII вв. в курганной группе на реке Бебре недалеко от ее впадения в Вязьму. О культурном слое города имелись лишь отрывочные сведения. Так, при постройке в середине XIX в. общественных зданий на торговой Богородицкой площади (ныне Советская) и более возвышенных местах на глубине 1−3 метров были открыты деревянные мостовые. По сообщению краеведа С. И. Борисова (одного из инициаторов и создателей Вяземского краеведческого музея) при строительстве Дворца культуры на Советской площади на стенках котлована под фундамент этого здания были четко различимы несколько сменявших друг друга настилов деревянных мостовых. Отдельные находки вещей XI-XII вв. происходили с территории городского сада (приблизительно из центральной части крепости XVII в.). Эти разрозненные свидетельства не могли дать представление о характере, мощности и времени начала отложения культурного слоя Вязьмы.

Первый разведочный раскоп был проведен отрядом Смоленской экспедиции МГУ под руководством автора на Соборной горе в 1973 г. В результате небольших по площади раскопок выяснилось, что мощность культурного слоя здесь составляет около 4 м; в слое прекрасно сохранилось дерево, кожа, и другая органика; в структуре, окраске и содержании слоя отразились различные периоды жизни города: XV-XVIII вв.; время строительства каменного Троицкого собора — 70-е годы XVII в.; период XVI — первой половины XVII в.; литовский период в истории города — XV в.; древнерусский и удельно-княжеский период XII-XIV вв. Интересно отметить, что слой литовского периода маркировался находками фрагментов стеклянных предметов западноевропейской рецептуры и заметным возрастанием количества костей лошади по сравнению с древнерусским периодом, для остеологического материала которого характерно преобладание костей свиньи, крупного и мелкого рогатого скота. Среди находок древнерусского и удельно-княжеского периода отметим фрагменты стеклянных браслетов киевского и смоленского производства, разнообразные типы кожаной обуви, в том числе с наборными каблуками, хорошо сохранившиеся фрагменты тонкой шерстяной материи с двойной мережкой по краю, целый экземпляр шпоры с потайной петлей, коническим шипом и медной проволочной инкрустацией. В древности Соборная гора имела больший уклон к северу и востоку, чем нынешняя поверхность.

В 1988 г. исследования на Соборной горе были продолжены земской экспедицией ИА РАН. На этот раз раскопки стимулировались приближавшимся 750-летним юбилеем города или продиктованы необходимостью проведения охранных работ в связи с прокладкой коммуникаций в действующий собор. Участок, исследованный в 1973 г., «вписался» в новый раскоп, и таким образом, на Соборной горе Вязьмы сплошной площадью удалось изучить около 100 кв. метров. Раскопки 1988 подтвердили наблюдения и выводы, полученные ранее, относительно мощности, структуры, состава культурного слоя Вязьмы. Пополнившаяся коллекция находок, и особенно керамики, позволила с большей уверенностью говорить о первоначальном освоении этого участка города во второй половине XII в. Но, пожалуй, самым примечательным открытием 1988 года явилось обнаружение остатков оборонительного вала на Соборной горе, существующего здесь с самого начала освоения этой территории, Вал периодически подсыпался и был выровнен с дневной поверхностью, видимо, за ненадобностью во время строительства каменного собора во второй половине XVII в. В разрезе ала хорошо-заметны разнообразные по оттенкам слои песка, перемежающиеся с темными слоями остатков деревянных конструкций, укреплявших песчаную насыпь. К сожалению, сохранность этих внутривальных конструкций в песке очень плохая, удается лишь зафиксировать направленность деревянных волокон.

Другое направление археологических исследований в Вязьме — сбор материалов к археологической карте города с целью усыновления охранных зон. Кроме данных двух раскопов использованы результаты 21 шурфа (в основном в исторической части города и в местах несохранившихся архитектурных объектов), а также данные более 40 геологических бурений. По этим данным установлено, что культурный слой города в разных частях имеет различную мощность и структуру. Мощный слой (до 5,5 м) обнаружен в районе современной Советской площади; отложения до 3−4 м обнаружены на территории современного Парка культуры и отдыха, а также на правобережье Вязьмы; напластования 1−2 м есть по нижнему течению Бебри. Совершенно ясно, что археологическая карта города будет детализироваться и пополняться по мере накопления новых данных, полученных при наблюдении за строительными и иными земляными работами. Однако, уже очевидно, что данные, собранные к 1993 г., переданные в виде археологической карты в Администрацию района, заставляют поставить вопрос о пересмотре охранных зон города, определенных более 20 лет назад без археологических исследований. Так, стало ясно, что охранная зона в центре города должна быть распространена на всю территорию вяземской крепости XVII в. и непосредственно прилегающие к ней участки, на левобережье Вязьмы от Фроловского до Смоленского моста, на район Большой Московской улицы (ныне улица Ленина) от несохранившейся Никитской церкви до охранной зоны СпасоПреображенской церкви, на район Устинкина переулка. Участок города в районе несохранившихся Никольской и Троицкой церквей (ныне — ул. Докучаева и район ул. Кронштадской), где обнаружен слой мощностью до 2 м, также должны быть взяты под охрану и защищены от бесконтрольных земляных работ. Соборная гора (детинец Вязьмы) должна быть объявлена заповедной зоной. Органам исполнительной власти следует пересмотреть договор об аренде памятника архитектуры действующей общиной, включив в документ пункт об обязательном предварительном археологическом исследовании в случае любых земляных работ на Соборной горе.

Энтузиазм школьников, участвовавших в раскопках, пробуждение интереса к местной истории, некоторое возобновление краеведческой работы дают основание надеяться на создание в городе Вязьме того общественного мнения, той атмосферы, которая будет способствовать сохранению и своевременному изучению культурного наследия этого замечательного русского города.