Проекты

Благовещенский монастырь

Место, где стоит монастырь, называлось Старым Вышнем Городищем. «Городище» было обнесено земляным валом, остатки которого можно обнаружить у западной стены Троицкого монастыря. По преданию, это «городище» было укрепленным двором легендарного крестителя Мурома князя Константина, где он построил первые деревянные храмы Благовещения Пресвятой Богородицы и святых Бориса и Глеба.

Вопрос о существовании князя Константина как реальной исторической личности остается открытым. Одни исследователи его считают полностью вымышленным персонажем, другие – князем, не попавшим в дошедшие до нас письменные источники, третьи отождествляют Константина с внуком Ярослава Мудрого, муромским князем Ярославом Святославичем, который умер в 1129 г.

Когда Иван Грозный был в Муроме, он молился святому Константину и его детям Михаилу и Федору, прося помощи в победе над Казанским ханством. Царь дал слово, что после победы над Казанью построит на этом месте каменную церковь Благовещения и устроит монастырь. Действительно, монастырь был устроен, но монастырские сооружения того времени до сегодняшнего дня не сохранились.

В 1615 г. отрядом польского пана Лисовского Благовещенский собор был разгромлен, а «братию посекли и взяли в плен, кельи пожгли». От Благовещенского храма остался лишь подклет. В середине XVII столетия стараниями муромского купца Тарасия Цветнова монастырский храм был восстановлен.

В советское время Благовещенский собор, в отличие от других городских храмов, не закрыли. В соборе много старинных почитаемых икон, сохранился резной золоченый иконостас 1797 г. Сам «устроитель» Тарасий Цветнов доживал свой век в Благовещенском монастыре под именем монаха Тихона. В советское время после войны, пройдя лагеря и ссылки, в 1945-1946 гг., в Благовещенском соборе служил вернувшийся с фронта с тяжелым ранением иеромонах Пимен, будущий «Патриарх Московский и всея Руси».

В сентябре 1991 г. началось возрождение Благовещенского монастыря. 

Яркая достопримечательность Благовещенского собора – портал западной стены, который восходит к более ранним формам. Он состоит из сложной композиции переплетающихся жгутов, бусин, балясин. Первоначально это был парадный вход в церковь. Позднее, при строительстве галереи и шатрового крыльца, портал оказался внутри здания.

Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Гра­барь) появилось крыльцо в церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах. Среди значительного количества крылец XVII века крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности.

 

Google Plus
Вконтакте
Одноклассники
Анна Алексеевна Горская куратор проекта