Вверх

Н. А. Тлеубергенова. Личность мастера-ремесленника в мировоззрении каракалпаков

Происходящие в нашем обществе социально-политические процессы и ряд других немаловажных факторов выдвигают на первый план задачу возрождения утрачиваемых к настоящему дню ценностей и требуют нового подхода к освещению этнографии каракалпакского народа на основе идеологии национальной независимости. Важными в ряду таких национальных ценностей являются традиционные верования, обряды и представления каракалпаков, связанные с ремеслом.


В традиционных верованиях, обрядах и представлениях, связанных с ремеслом, фигура мастера-ремесленника, его личность занимает главное место. Многие авторы, изучавшие традиционные ремесла, а также исследователи, занимающиеся вопросами религиоведения, связывают личность мастера с шаманством, культом предков, с анимистическими верованиями.


Г. П. Снесарев отмечает связь шаманства, колдовства и кузнечества, определяя ее данными о «силе» железа, служащего в качестве оберега. Связь шаманов и кузнецов прослеживается в шаманских призываниях духов и святых1. О. М. Сухарева указывает на одну из основных концепций народного мировоззрения, которая объединяет в единое целое, отражая генетическую связь, и пережитки шаманизма, и практику, и идеологию суфизма, и различные виды производственной деятельности в их обычной для Средней Азии форме профессиональных корпораций2. Б. А. Рыбаков, анализируя генезис производственных культов Древней Руси, пишет о том, что русские кузнецы считались знахарями, колдунами, чародеями. От кузнечных технических терминов производились слова, имевшие смысл хитрого, опасного3. А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская, анализируя различные аспекты знаковой деятельности, раскрывая мировоззренческие основы шаманизма тюрков Южной Сибири, отмечают, что мастера и шаманы в мифологии сибирских тюрков тесно связаны. Контаминация шаманства и ремесленничества в народном сознании отра­зилась в якутской пословице: «Кузнец и шаман из одного гнезда»4.


Наши полевые этнографические материалы, собранные среди ремесленников, а также среди обычных людей, пользующихся их продукцией, дают интересные факты по рассматриваемому вопросу5.


Каракалпаки с особым почтением относились к мастерам различных ремесел. Ремесленник, будь он кузнец, ювелир или гончар, был уважаемым лицом в традиционном обществе. Концепция труда — основной формы жизнедеятельности человека, способа его взаимодействия с природой и обществом — была одной из доминант мироощущения. Труд как форма жизнедеятельности, жизнеобеспечения обладал в глазах традиционного общества безусловной ценностью. Дидактика каракалпакского фольклора утверждает необходимость труда как одну из нравственных заповедей. Среди каракалпаков бытовали пословицы, поговорки, возвеличивающие труд ремесленника, личность мастера: «Усталы ел дузелер, кассаплы ел бузылар» («Народ, имеющий мастеров процветает, народ, у которого много мясников, погибает»); «Онерлинин озеги талмас» («Человек, занимающийся ремеслом, не знает устали»); «Онерли орге журеди» («Мастер всегда продвигается вверх»); «Мийнет пенен танылган ердин, мангиликке ошпейди тарийхтан аты» («Имя человека, прославленного трудом, не угаснет в истории»)6. Мастера-ремесленники рассказывали нам легенды, притчи о своих ремеслах. Здесь мы приводим одну из притч, записанную нами у кузнеца из Тахтакупырского района. «У одного человека было три сына, каждый из которых имел свое место в обществе и обладал определенной профессией. Их отец всем говорил:


Бир баламды уста кылдым (Один сын стал мастером),


Бул исимди пухта кылдым (Это я сделал расчетливо).


Бир баламды бахсы кылдым (Другой сын стал певцом)


Бул исимди яхшы кылдым (Это сделал хорошо).


Бир баламды молла кылдым (Третий стал муллой),


Еки козин жолда кылдым (Теперь он только глядит на дорогу, т. е. он ждет какого-либо религиозного мероприятия)».


Эта притча отражает отношение людей к знаниям, ремеслу, освещает мировоззрение человека относительно личности мастера, человека в обществе.


В представлениях широких масс различные виды производственной деятельности, профессии дают средства к существованию. Занятие ремеслом является также моральной и религиозной обязанностью перед предками, которые занимались этим делом, начиная с мифического основателя этого ремесла. Как информировали нас мастера, они продолжают заниматься ремеслом своих предков, объясняя тем, что «кто не будет продолжать дело предков, тот будет проклят. Если мастер будет заниматься другим видом ремесла, его труд не окупится, не будет приносить доход».


В традиционном обществе люди, стремясь возвысить труд до уровня сакральных ценностей, уводя родословную мастеров своего дела в мир божеств, в то же время воспринимали труд как воплощение земного бытия, отличающегося от творчества богов. Поскольку многие наши информаторы являлись потомственными мастерами, у нас в наличии большой фактический багаж, освещающий личность мастера-ремесленника. Каждый ныне действующий мастер рассказывал нам о качествах, которыми обладали его деды. Кроме того, современники их отцов, дедов также поведали нам о наличии сверхъестественных способностей и сил у мастеров. Здесь мы приведем несколько фактов, которые посчитали необходимыми для полного показа представлений о личности мастера. Вот что рассказал нам потомственный кузнец в восьмом поколении из Караузякского района: «Мастер-кузнец не должен лгать, воровать, наговаривать на людей. Он не должен обманывать клиента, обязан выполнять заказ в назначенный срок. Каждую среду кузнецы должны давать «садака» (милостыню нуждающимся). Каждый четверг мастер должен работать бесплатно (халыс). Мастерство передается по наследству. Если хоть один день я не буду заниматься своим ремеслом, в этот день я не смогу спать, буду плохо себя чувствовать. Мастера всегда чувствуют, будто кто-то их незримо всегда охраняет. Однажды в меня хотел выстрелить пьяный сосед, но ружье его дало осечку, он же набросился с лопатой на мою мать, но лопата сломалась. Я думаю, что меня и моих родных постоянно охраняют духи моих предков». Интересной в этом плане представляется информация, полученная от невестки ныне покойного известного ювелира Амета-зергера. «В совхозе имени 8-марта Тахтакупырского района жил родственник моего свекра, тоже знаменитый ювелир Ибадулла-зергер. У него был единственный сын. Он был очень избалованным. Однажды мальчик, балуясь, стал пинать наковальню, трогать инструменты, мешая отцу работать. Отец несколько раз прикрикнул на него, но мальчик не переставал мешать. Ибадулла-зергер очень разозлился и в ярости он проклял сына: «Наверное, ты сойдёшь с ума». В этот же день после обеда с мальчиком случилось необъяснимое, он действительно сошел с ума. Люди привязали его к арбе, через три дня он умер в припадках».


Сообщение мастера-универсала из Тахтакупырского района отражает, какими качествами и способностями должны обладать ремесленники. «Мастера брали на обучение не всех желающих, они выбирали ребят с определенными качествами, выделявшие его среди остальных. Находчивость, ум, коммуникабельность — этими качествами должен был обладать ученик. О таких говорят «ата аруакы бар», т. е. им покровительствуют духи предков. Я знаю, что все ремесла священны, они имеют пиров-покровителей. Мне снятся мои недоконченные изделия, какие технические приемы я использую, чтобы изделие вышло красивым и качественным. Просыпаясь, утром я сразу же приступаю к работе, доканчиваю изделие, как делал во сне. Видимо, это мне снится оттого, что каждое ремесло имеет своего пира-покровителя. Думаю, что они мне указывают, как надо изготовлять вещи (аян береди)».


Информация, полученная от ювелира из Чимбайского района, дает характеристику мастерам-ювелирам. «Мой дед говорил, что мастер не должен быть слабохарактерным. У него должен быть дерзкий характер. Мастер должен иметь «аруак» — «духа», не имея «аруак», он не сможет стать истинным мастером. Что касается моих способностей, — меня никто не может обмануть. Если кто-либо заберет готовое изделие не заплатив, то он не сможет спать спокойно, или с ним случится какое-либо несчастье. Наше ремесло очень религиозное, вообще все ремесла являются священными».


Многочисленные данные, и, в частности, мифология о происхождении ремесел, указывают на то, что, создавая вещь, человек как бы повторял те операции, которые вначале мог выполнять только творец Вселенной. Таким образом, человек как-бы продолжал начатое демиургами дело творения мира, возложив на себя задачи не только восполнения естественных потерь, но и дальнейшего заполнения, оплотнения мира. Практически во всех культурах специалистам (кузнецам, гончарам, строителям и др.) приписывались особые свойства, качества и знания, что служило основанием для их выделения. Среди этих особых качеств обращает на себя внимание устойчивая деталь: сила и могущество специалистов в глазах остального общества выходили далеко за рамки ремесла. Благодаря своему знанию, они приобретали способность общения с теми силами, которые могли воздействовать на судьбы людей. Им приписывалось владение языком, недоступным для остальных. Причем, специалисты не только владели особым языком, но и контролировали канал связи между миром человека и миром природы, являясь своеобразным посредником7.


Сообщения наших информаторов свидетельствуют о том, что мастерами становились те люди, которые имели особые качества, они наделялись сверхъестественными способностями. Асы своего дела — это люди, имеющие «аруак», «арка». «Аруак» в переводе с каракалпакского языка обозначает дух, душу, призрак, привидение, а слово «арка» — спину. В данном случае термин «арка» можно объяснить тем, что за спиной мастера стоят сверхъестественные силы. В народе бытует выражение «аркасы котерилди» («у него поднялась спина»). У табибов, порханов процесс лечения начинается тогда, когда к ним приходят пиры-покровители и у них «поднимается спина» аркасы котериледи. Термины «аруак», «арка» понятия синонимичные, обозначающие сверхъестественные высшие силы, якобы сопутствующие маргинальным личностям. По словам самих мастеров, их подпитывают энергией, поддерживают духи покровителей ремесел, духи умерших ремесленников. Следующая информация, полученная нами от бывшего ювелира, дает объяснение о способностях настоящих мастеров. «Не каждый может стать ювелиром. Занимаются ювелирным ремеслом те, которые имеют «аруак». Мои деды-прадеды были «аруаклы зергер» — ювелирами, имеющие «аруак». У меня самого нет «аруак». В годы войны были очень трудные времена, я занимался ювелирным ремеслом только ради пропитания, изготовлял простые ювелирные украшения из недрагоценных металлов. Ювелир, имеющий «аруак» — это настоящий мастер». Заниматься ремеслом, имея особый дар «аруак», «арка» и быть ремесленником без таких способностей понятия поляризованные, стоящие далеко друг от друга. По представлениям каракалпаков, человек, наделенный особыми качествами, сакральными способностями, может стать настоящим мастером. Слава о таких мастерах простирается далеко за пределами селения или города, где он проживает. А после смерти их имена еще больше возвеличивали, память о них сохранялась из поколения в поколение. Люди поминали их, а ученики в честь них совершали молитвы, жертвоприношения.


Н. Л. Жуковская, исследуя бурятскую мифологию и ее монгольские параллели, пишет, что к покровителям кузнечного дела относились также души умерших земных кузнецов — людей, обладавших при жизни особым талантом и, как полагали окружающие, особым покровительством небес. Их души становились добрыми кузнечными духами, приобщенными к миру божеств и почитались профессионалами-кузнецами и их семьями8. Исследователи традиционного мировоззрения тюрков Южной Сибири отмечают, что социальная роль в традиционном обществе не осознается как профессия или должность. Скорее она воспринимается как призвание, особенно если эта роль связана с особым знанием в ремесленной или сакральной области. Противоречивость и неоднозначность основных социальных ролей в этнографической традиции прослеживаются вполне отчетливо. Проявление творческого начала, знания сверх нормы расценивалось обществом двояко: с одной стороны, как явление позитивное и полезное, с другой — как потенциально опасное, имеющее отношение к миру иного. Соотношение в обществе людей обычных и наделенных особым даром понималось как соотношение «внутреннего» и «внешнего», «своего» и «чужого»9. Специалисты в области тайного знания, так или иначе сопряженного с их профессией — кузнецы, гончары и другие ремесленники — обладают избытком свойств и качеств, что ставит их вне нормы. Среди кузнецов, ремесленников особое знание-умение уже передается из поколения в поколение, и тем самым закрепляется наследственный характер особого статуса человека, ими обладающего. Реалии технологического процесса ремесленного производства дополняются или же связываются с сакральными действиями. Это объясняется тем, что вещь, изготовленная ремесленником, была до этого бесформенной массой, рудой и т. п., то есть сырьем, из которого она сделана, подвергнутая обработке сведущими, отмеченными людьми и превращенная в вещь, необходимую для жизнеобеспечения. Весь цикл физического освоения людьми природной среды — производство, распределение и потребление материальных благ — совершается в определенных социально-организованных формах. Созидая и используя искусственную вещную среду, обеспечивающую удовлетворение его базовых жизненных запросов, человек в этой своей деятельности стимулируется не одними лишь витальными потребностями и руководствуется далеко не только соображениями чисто утилитарного порядка. Конструируя эту среду и стремясь максимально приспособить ее к себе, человек выносит в нее, объективирует в ее вещественных формах и способах своего собственного поведения в ней практически весь набор своих биологических, социальных и интеллектуальных характеристик, в том числе комплекс социально унаследованных, закрепленных в механизме этнокультурной традиции идей, представлений, стандартов поведения, нормативных критериев, предпочтений и т. п.10


Деятельность мастера всецело определяется традицией. Вещь должна изготавливаться в соответствии с традицией, определенным способом и определенным, наделенным благодатью, человеком: она должна соотноситься с мифологическими покровителями ремесла или благодетельными духами и т. д.


Помимо почтительного, уважительного отношения к ремесленникам, существовала противоположная позиция по отношению к мастерам-ремесленникам отдельных ремесел. К ремесленникам, занимающимся определенными видами производственной деятельности, люди относились со скрытым презрением, некоторых из них причисляли к низким социальным слоям. Кроме того, обычные люди как бы боялись их, опасались большего и частого общения с ними. Профессии, которыми владели эти мастера, у каракалпаков не были в почете. К таким, профессиям относили мясников, парикмахеров, сапожников, кожевенников, ювелиров. К ювелирам бытовало двойственное отношение. С одной стороны, ювелиры были в почете, к ним относились с глубоким уважением, мастерство ювелиров, их изделия славились из поколения в поколение. Их имена оставались в памяти народа. С другой стороны, к ним было предвзятое отношение, за глаза говорили, что мастера-ювелиры обворовывают заказчиков (адамлардын хакысын жейди). Среди каракалпаков распространены поговорки и легенды, связанные с ювелирами. Например, есть выражение «зергердин мазарындай» — «кладбище для ювелиров»: так называли людей, каким-то образом обособившихся от остальных членов традиционного общества. Как нам объясняли, это связано с тем, что ювелиров после их смерти хоронили на отдельном участке кладбища. Существует легенда о ювелирах. Сын одного бая был наслышан о том, что ювелиры обманывают своих заказчиков. Он решил проверить, действительно ли это так. Пришел он к мастеру заказать себе нож. Сел возле мастера и целый день не отходил от него, пока он не закончил работу. В процессе изготовления ножа ювелир периодически поглаживал бороду. Закончив работу, он обратился к заказчику: «Я присвоил твое золото, обворовал тебя». Байский сын не поверил ему: «Я целый день специально сидел около вас, глаз не сводил с ваших рук. Каким образом вы могли присвоить мое золото?» Тогда ювелир постелил перед собой кусок белой ткани, потряс бородой, с его бороды посыпалась золотая пудра. Вот таким образом, рассказывали нам информаторы, ювелиры неприметно обкрадывают своих заказчиков.


В Южном Хорезме исследователи обнаружили представления о профессиях, которые считались низкими, непочетными «етти бам». Г. П. Снесарев на большом этнографическом материале объясняет институт профессий «бам». К «бамам» причисляются омывальщики мертвых, мясники, лодочники, лица, занимающиеся убоем новорожденных ягнят для получения каракуля, весовщики, парикмахеры, банщики и массажисты, маслобойщики, рыбаки, убивающие рыбу отстрелом из ружья, красильщики, садовники, занимающиеся прививкой деревьев, кожевники, ювелиры. Профессии, чаще всего относимых к «бам», представляют интерес той мотивировкой, которой оправдывается причисление их к «низким», «презренным» профессиям. Эта мотивировка двоякого характера. Совершенно четко выступают мотивы морально-этические, которые являются более поздними, навеянными мусульманством, с развитыми понятиями греховности и добродетели. Другая группа мотивов, часто и первая, касается области сакральных представлений, ничем не связанных с исламом11.


У многих народов мира существуют представления о «низких», «презренных» профессиях, к которым в большинстве относятся мясники, парикмахеры, кожевенники, красильщики, уборщики, омывальщики, танцоры. Г. П. Снесарев объясняет непочтительное, презрительное отношение к обладателям определенных ремесел наличием в прошлом Средней и Передней Азии рабовладения12.


Е. В. Антонова в своей работе по реконструкции мировосприятия древних земледельцев Передней и Средней Азии отмечает, что такая ситуация (презрительное отношение к ремесленникам) — порождение дифференцированного общества, и судить по ней о первобытной древности невозможно. Связь работы ремесленников с деятельностью богов-творцов предполагает скорее их высокий общественный статус13.


В отличие от других народов, в традиционном обществе каракалпаков не принято демонстрировать свое презрение, непочтение к обладателям «низких» профессий. Хотя всем известно, что они соприкасаются с «нечистыми» веществами, люди скрывают подобное отношение, объясняя это тем, что эти мастера могут навлечь на них несчастье. Соглашаясь с Е. В. Антоновой, представления о «низких», «презренных» профессиях являются поздними напластованиями в идеологии, связанной с эволюцией ремесленной деятельности. В архаическом сознании традиционного общества каракалпаков к ремесленникам было двойственное отношение: с одной стороны суеверно-боязливое, с другой стороны суеверно-почтительное.


Рассмотрев представления о личности мастера-ремесленника в мировоззрении каракалпакского народа, сравнив их с другими народами, можно сделать вывод, что их изучение имеет важное значение в исследовании традиционной духовной культуры каракалпаков. В них можно проследить эволюцию развития мировоззрения, миропонимание каждого поколения. Кроме того, они свидетельствуют о социальной жизни ремесленников, об их статусе в традиционном обществе.




1 Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. — М., 1969. — С. 46.


2 Сухарева О. А. О ткацких ремеслах в Самарканде // История и этнография Средней Азии. — Душанбе, 1981. — С. 35.


3 Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. — М., 1948. —  С. 485−486.


4 Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. — Новосибирск, 1990. — С. 91.


5 Полевые материалы автора, собранные в 2010—2012 гг. по районам Каракалпакстана, приводятся без сносок.


6 Каракалпак фольклоры. — Нукус, 1978. — Т. 4. — С. 28, 147−148.


7 Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — Л., 1989, — С. 64.


8 Жуковская Н. Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. — М., 1980. — С. 107−108.


9 Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Указ. соч. — С. 92, 110−116.


10 Маркарян Э. С., Арутюнов С. А. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования. — Ереван, 1983. — С. 6−65.


11 Снесарев Г. П. Указ. соч. — С. 165.


12 Там же. — С. 179−180.


13 Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. — М., 1984. — С. 126.