Вверх

Мохова А. С. Кружево арабских надписей (описание и перевод текста на щите из коллекции МИХМ)

В 1918 году в коллекцию оружия и снаряжения Муромского музея поступил переданный из уездной ЧК г. Мурома щит.

В описи щит отмечен под номером М-46 О·69, дано его внешнее описание и датировка — ХIХ в. О времени, месте создания, принадлежности, социальной и этнической среде бытования сведений не приведено.

В Книге поступлений он обозначен как щит оборонительный железный, кованый, круглый, восточной работы. Выпуклая поверхность сплошь гравирована растительным узором, украшена насечкой, по кромке — полоска цветного металла; четыре выпуклые дробницы на среднике1 (Ил. 1).

Это описание требует некоторых уточнений. Центральная часть украшена многослойными гравированными растительными орнаментами в виде цветов и листьев с чернением и золотой наводкой. В самом центре изображена восьмиконечная звезда (Ил. 2). Ей часто украшали восточное оружие и предметы. Стиль и характер украшений позволяет связать их с мусульманской культурой. Восьмиконечная звезда, называемая руб-аль-хизиб2, обозначает престол Аллаха, который руководит всем подлунным миром (Ил. 3). Престол стоит на плечах восьми могущественных ангелов, охраняющих восемь ворот рая. Звезды обозначают обещанный рай, куда попадает душа после семи земных воплощений. Число восемь также указывает на восемь основных сторон света и такое же количество групп букв в алфавите. Этот знак часто можно встретить в тексте Корана и в иной богословской литературе, поскольку им разделяют предложения в священной книге ислама. Основной целью такого разделения служит облегчение чтения Корана вслух.

В центре щита четыре выпуклых умбона3 куполообразной формы, декорированных в виде цветов. От них с оборотной стороны щита идут четыре металлические петли для крепления рукояти из полос кожи для ухвата. Судя по аналогам щитов такого типа, оборотная сторона была обита ярко-красной или бордовой тканью, предпочтительной для востока. Край щита усилен по окружности латунной каемкой (ловцом стрел). Окружность украшают восемь овальных картушей, внутри которых изображены арабские каллиграфические надписи, написанные отрывками фраз.

Они выполнены шрифтом насх4 — одним из шести традиционных арабских почерков (аль-аклам, ас-ситта), основным и самым распространенным шрифтом для записи большинства языков, использующих арабский алфавит. Насх приобрел повсеместное распространение в арабском мире в XV веке, вытеснив более громоздкий и сложный сулюс. Бывший некогда каллиграфическим стилем, в настоящее время насх превратился в обыденный и наиболее простой шрифт, который используют на письме практически во всем арабском мире и преподают в школах5.

Расшифровка надписи на щите:6

ارده отгони того

سيفنى Да погибнет

حو بن و Сохрани сына и

قد من يرز ويشوه

кто вонзил и обезобразил



رينه, покрыв его

حو دني واده

сохрани возлюбленного

رواح покой

نور برارى В свете пустынь

رواح покой

نور نابت В цветах растущих

رواح покой

ونيرمن واوا излучающий свет

رينه покрой его

ونيره ونث

Освети его и,

смазав (раны)

ارده отгони его

ناكث وحساد нарушитель и завистник

Полный текст со щита с переводом надписи на русский:

Да погибнет нарушитель и завистник.

Отгони того, кто вонзил и обезобразил.

Сохрани сына и сохрани возлюбленного, покрыв его.

В свете пустынь — покой

В цветах растущих — покой

Покой, излучающий свет.

Отгони (врага)

Освети его и, смазав (раны), покрой его.

Данная надпись не относится ни к одной из сур Корана, текстами из которого часто украшалось оружие после исламского завоевания Персии. Предположительно, этот поэтический фрагмент принадлежит персидскому поэту Хафизу Ширази7 или это одна из персидских мудростей, не имеющая автора. Надпись являлась оберегом, защитой в бою, несла магический смысл. Надписи-обереги на оружии были распространены у всех народов, которые верили в силу оружия с обережными надписями. Потеря щита считалась несмываемым позором, так как в большинстве случаев щит теряли во время бегства с поля боя, и каралась наказанием вплоть до смертной казни. Воин мог потерять меч, копье, сбросить с себя шлем и доспехи, все, что служило для личной защиты, а вот щит прикрывал не только своего хозяина, но и соседа. На щитах уносили с поля боя павших воинов. Щит был семейной реликвией и передавался от отца к сыну. Поэтому значение его было невероятно высоким8.

В древний период оружие любого типа, в том числе и защитное, богато декорировали. Особенно в искусстве украшения оружия преуспели восточные мастера. Декорировались не только оправы, но и собственно клинки, элементы доспехов, щиты, на которых мастера при помощи разных видов таушировки, золотой наводки, гравировки искусно создавали элементы декора. Часто изображаемыми сюжетами были фигуры животных (сцены охоты), растительные и геометрические орнаменты. Религия ислама запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей. Однако в Персии, где еще до прихода сюда ислама существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, этот запрет никогда не был тотальным. Такой же запрет был и на золото и серебро: и для мужчин, и для женщин запрещалось использование золотой и серебряной посуды: тарелок, ложек, вилок, ножей и т. д., какими бы маленькими они ни были. Исключение — только в случае использования их при вынужденной ситуации, например из-за отсутствия обычной дозволенной посуды. Смысл запрета заключался в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши, расточительства, тще­славия и оскорбления чувств малоимущих. Допускалось изготовление предметов из сплавов металлов с золотом и сереб­ром при условии, что недрагоценный металл составит большую часть, и такие изделия нельзя будет назвать золотыми или серебряными. На оружие такой запрет не распространялся или был более снисходительным по сравнению с другими вещами. Благодаря этому восточное оружие было так богато и обильно украшено. Украшенные и инкрустированные драгоценными металлами предметы вооружения были знаками отличия и наградами, которые выдавались лицам, служащим либо в войске, либо при самом эмире9.

В XV-XVIII вв. появились новые мотивы, ставшие отличительной особенностью оружейного декора эпохи правления сефевидских шахов. Искусство периода Сефевидов показывает гораздо более унитарное развитие, чем в любой другой период иранского искусства. Это был огромный шаг вперед для искусства книги, архитектуры, керамики, металла, стекла, садов, и, в первую очередь, массовое изображение коранических надписей и воззваний к Аллаху10. Этому же смыслу вторит и растительный орнамент, напоминающий о райском саде, образ которого часто появлялся на разном вооружения, и символика цветов. Практически все эти приемы остались актуальными и в наше время. Оружие Востока всегда было и остается эталоном мастерства оружейников и ювелиров, восхищающее своим совершенством.

Таким образом, щит М-46 О·69 из коллекции оружия Муромского музея по типу, характеру и стилю орнаментики и надписей можно отнести к индо-персидским щитам Separ-Dhal11. Они предположительно относятся к позднему периоду правления династии Сефевидов (XVIII в.). В результате изучения данного экспоната прояснилось его этническое и типологическое описание, были расшифрованы надписи и знаки на нем.


1 Книга поступлений № 1 МИХМ.

2 Символика религий и культов: большая энциклопедия символов и знаков. — М., 2009. — С. 60.

3 Умбон (лат. umbo «выступ, выпуклость») — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещенная посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов.

4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org.

5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: musulmak.ru.

6 Выражаю огромную благодарность за помощь в переводе надписей на щите Анастасии Максимовой (Институт археологии РАН).

7 Хафиз Ширази — персидский поэт и суфийский шейх, живший в ХIII в. Его стихи являются вершиной персидской поэзии. В Иране они до сих пор читаются и декламируются. В школах Бухарского ханства в XVI — начале XX в. стихи Хафиза входили в обязательный учебный курс. См.: Персидская классика поры расцвета. — М., 2005. — С. 84.

8 Щиты в истории народов мира // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: studwood.ru.

9 Анисимова М. А. Оружие Востока XV — первой половины XX века: Из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. — СПб., 2013. — С. 21.

10 Сефевиды — иранская шахская династия, правители Сефевидского государства. Правили с начала XIV в. районом Ардебиль на севере Ирана, а в 1501—1722 и 1729−1736 гг. — всей территорией Ирана.

11 Separ-Dhal — separ с арабского — разделять, отделять.