Вверх

Мохова А. С. Сказ о «педальном коне»

В 2017 году в фонды Муромского музея поступил новый экспонат — детская игрушка педальный «Конь», производства Омского авиационного завода «Полет» (1950-­1970-е гг.). Это довольно крупная механическая конструкция размером 109×72,5×34,5 см. Игрушка изображает беговую лошадь с повозкой. Штампованное туловище лошади окрашено в белый цвет. На спине — седло черного цвета с номером 7. Вся конструкция установлена на три колеса с металлическими спицами и литыми резиновыми шинами. На повозке сиденье красного цвета. Для музея предмет представляет несомненный интерес, поскольку имеет историко-бытовую ценность и соответствует концепции комплектования собрания предметов советского периода.


Игрушечные лошадки существовали на протяжении многих веков. Эти маленькие свидетели прошлых эпох теперь становятся объектами глубокого исследования с одной стороны искусствоведов, с другой — антропологов и культурологов всех мастей. Неудивительно: игрушка оказывается тесно связанной со скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством. Она рассказывает об истории искусства. Ведь до изобретения автомобиля лошади были основным средством передвижения. Деревянная лошадка имеет многовековую историю. Лошадки, конечно, были самые разные: маленькие примитивные деревянные, глиняные, костяные фигурки, которые мастерили ребятишкам их отцы и деды, начиная с глубокой древности, но есть и лошадки, дошедшие до нас через века. Они в основном принадлежали монаршим семьям, их делали на заказ и обычно дарили на годик маленьким наследникам престола. Такие игрушки были настоящим произведением искусства. Они передавались из поколения в поколение, а сейчас являются ценными музейными экспонатами.


История возникновения педального коня идет от его «прародителя» — коня-качалки. Историки предполагают, что такая игрушка появилась в V в. н. э. в Греции, исключительно для развлечения юных греков (Ил. 1). Потом она перекочевала в Персию, а, может быть, процесс создания этой игрушки шел параллельно в нескольких странах. Но если бы ни греки, ни персы не додумались до этого гениального открытия, конь-качалка все равно бы возник в эпоху Позднего средневековья. Век рыцарства просто не смог бы обойтись без этой игрушки1. Вообще среди преданных поклонников коня-качалки немало незаурядных личностей. Наполеону Бонапарту лошадку подарил отец, самолично вырезав ее из дерева. Эта лошадка всегда находилась с императором, в том числе и на острове Св. Елены в дни его ссылки. Когда Наполеон умер, английские солдаты, охранявшие его и очень уважавшие француза, поняли, что эта игрушка, которой так дорожил Бонапарт, должна быть похоронена вместе с ним в той же могиле.


В своем нынешнем виде лошадка-качалка появилась не ранее ХVII в. на территории Британских колоний в Северной Америке. Самая ранняя качающаяся лошадь, существующая сегодня, принадлежала Карлу I, королю Англии, Шотландии и Ирландии. Редкий предмет был приобретен Музеем Виктории и Альберта в Лондоне для Музея детства и датируется ­1610-ми гг. Эта лошадка изготовлена из вяза. Бытует версия, что ее придумал дворецкий Карла для того, чтобы мальчик развивал свои ноги, т. к. император был слаб здоровьем2 (Ил. 2).


Известной детской игрушкой лошадка-качалка стала приблизительно в начале ХIХ в. и распространилась из Англии по странам Европы. В то время эта была игрушка будущих королей и знатных вельмож и стоила дорого. Для изготовления таких лошадок использовались натуральные материалы, дерево разных пород; амуницию, седла и уздечки шили из кожи, глаза использовали стеклянные, для гривы и хвоста шел настоящий конский волос, некоторые экземпляры даже отделывались мехом (Ил. 3). Вначале лошадок-качалок делали из цельного куска древесины. Из-за этого они были чересчур тяжелыми, с плохой балансировкой и часто переворачивались. Поэтому корпус стали делать полым (иногда из папье-маше, что не только облегчало конструкцию, но и упрощало производство, а, следовательно, удешевляло игрушку). Позже появилась идея использовать пустотелость с пользой: для небольших тайничков. В корпус игрушки могли вмонтировать небольшую дверцу с ключиком, и игрушка превращалась в тайничок для хранения семейных реликвий. Как правило, это были монеты, детские локоны, фотографии и прочие милые безделушки (Ил. 4). Лошадки изготовлялись разной формы. Наиболее распространенной была форма «летящий галоп». Классический вариант подставки — изогнутый изящный лук. Обычно его красили в зеленый цвет, символизирующий траву3. У такой подставки имелось два недостатка: она была довольно травмоопасна — под полозья могла случайно попасть детская ножка, а также при раскачивании лошадка начинала «гулять» по комнате и царапать пол. Чтобы избавиться от этих недостатков, Б. Р. Гранделл и четверо его сыновей в США изобрели безопасный стенд, а в 1859 году разработали конструкцию-сэндвич из двух плоских профилей, оснастили лошадку металлическими брусками, которые сделали конструкцию неподвижной и решили проблему порчи полов4 (Ил. 5).


Кроме качалок, были и лошадки-«каталки» — на полозьях с колесиками. Чтобы передвигаться на такой лошадке, маленький всадник должен был толкаться от пола ногами или же кому-то приходилось тащить средство передвижения на веревочке (Ил. 6).


Примером в производстве лошадок-качалок была и остается Англия. По сей день в Англии существуют мастерские, выпускающие деревянных лошадок, созданных по классическим канонам. Интересный факт — большинство лошадок-качалок имеют серую в яблоках масть. Получилось это потому, что в 1851 году фабрику игрушек Коллинсон посетила королева Виктория и выбрала серую в яблоках лошадку. С тех пор сама фирма-производитель стала предпочитать такую раскраску, а следом и другие переняли эту масть. Так что в лошадках, выпускаемых разными фирмами, можно обнаружить большое сходство. Но были и отличия. В Германии, например, использовалась яркая роспись, в России, кроме росписи, большое внимание уделялось разным деталям вроде уздечки, седла, стремени5. Информации о производстве лошадок качалок в России нашлось очень мало. В основном мастерские игрушек в России заимствовали идею изготовления у европейских мастеров (например, — мастерская игрушек А. И. Короткова в Санкт-Петербурге, производственные мастерские в Сергиевом-Посаде). Также игрушки привозились из заграницы или заказывались там6 (Ил. 7).


Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала случай из детства: «Настоящее горе: придя домой, мы узнали, что в наше отсутствие мать отдала в фургон для бедных детей — наших обожаемых лошадей: вороную — Андрюшину, гнедую — Мусину и без названия цвета, белесую, некогда со светло-желтыми волосами, ростом мне выше пояса — мою Палладу. Никакие увещания не помогли. Никакие «бедные дети, у них совсем нет игрушек, а ваши лошади уже старые, их уже с чердака сняли…» Мать была потрясена нашим горем. Пробы нас устыдить, укоры в жадности — не помогли: мы ревели в три ручья. Мы бегали на чердак — дышали пылью опустевших конюшен, прощались навеки — заочно. Как должны были полюбить наших коней те, чужие, бедные приютские дети, чтобы перекрыть наше горе!»7.


Начало XIX века было ознаменовано изобретением велосипеда. Идея совместить лошадку-качалку с велосипедом буквально лежала на поверхности, и вот в 1821 году в Париже Жан Луис Гурд получил патент на изобретение «механической лошади». Отличительной особенностью французских лошадок является литая металлическая голова, прикрепленная к деревянному туловищу, изящные декоративные литые элементы в стиле рококо, защищающие велосипедную цепь, и, собственно, сам механизм, приводимый в движение вращением ручек, находящихся на голове лошади (велосипедная цепь протянута внутри головы через туловище к задним колесам). Колеса у более ранних экземпляров были деревянные, потом их стали делать из металла (Ил. 8). Во Франции лошадок по патенту Гурда выпускали практически в неизменном виде до 1914 года. Только в более поздних моделях начали экспериментировать с педальным механизмом. С появлением конвейерного производства игрушечные лошадки стали доступны для всех слоев населения8.


После Второй мировой войны на фоне увеличившегося спроса на игрушки (послевоенный бебибум и уход со сцены Германии как основного конкурента в сфере игрушечного производства) появилась необходимость сделать упор на конвейерное производство. В Англии модель велолошадок с модифицированным педальным механизмом появилась в начале 1950-х годов и была названа Nizefella в честь лошади, неоднократно побеждавшей в соревнованиях по конкуру в 40−50-х. Правда, внешне металлическая лошадка не имела ничего общего со своим прототипом. Реальная лошадь была темной (скорее всего, вороной, масти), а производители игрушек сделали свою лошадку светлой, т. к. такой цвет оказался более популярным у покупателей, что было проверено годами на деревянных предшественниках. Лошадок решили сделать металлическими, изготовлять методом штамповки. Гривы и хвосты из натурального конского волоса заменили на литые резиновые элементы. Так появилась металлическая велолошадка Nizefella (Ил. 9). Производителем этой легендарной игрушки была фирма братьев Лайнес, которая еще в Викторианскую эпоху прославилась своими деревянными лошадками-качалками. В середине XX века это была крупнейшая в мире фирма по изготовлению игрушек. Деревянные лошадки давно уже перестали быть основой производства фабрики. Ассортимент продукции включал велосипеды, коляски, штампованные металлические игрушки, огромный модельный ряд педальных детских автомобилей, механические модели самолетов и поездов, мягкую игрушку и кукол. В годы Второй мировой войны на фабрике вместо игрушек производили оружие. После окончания войны выпуск игрушки возобновляется. Фирма просуществовала до 1971 года9.


В середине прошлого века советское правительство потребовало от предприятий оборонной промышленности часть производственных мощностей использовать для производства товаров народного потребления. Из-за дефицита сырья предлагалось использовать и отходы, и побочные продукты производства. Детские игрушки были как раз той сферой, где отходы использовались на протяжении практически всего времени существования советской власти. Но даже в этой ситуации многие предприятия рассматривали производство «ширпотреба» как дополнительную обузу и относились к нему достаточно формально10. Видимо, нечто подобное произошло и с производством педальных лошадок. Дизайн коня был заимствован у упомянутой уже английской фирмы «Лайнес», а механика, судя по всему, была сработана на скорую руку. Конструкция получилась не очень удачной, сложной в управлении, скрипучей и не слишком устойчивой.


Гибрид лошадки на колесиках с велосипедом получил официальное наименование «конь педальный». Он выпускался c 1950-х по 1990-е годы на нескольких заводах оборонного и металлообрабатывающего комплекса в линейке товаров народного потребления: на московских заводах «Салют» и машиностроительном заводе «Знамя Труда», омском авиационном заводе «Полет» (Ил. 10). На некоторых версиях игрушки было установлено звуковое устройство, которое, если потянуть за шнурок, имитировало конское ржание. Игрушка была дорогостоящей. В 1970−80-х годах ее цена составляла более 20 рублей при средней зарплате 80−120 руб. Поэтому таких лошадок часто использовали в прокатных пунктах парков и детских площадок11. Однако ездить на конике, привычно отталкиваясь ногами, детишки не могли: мешали торчащие педали. А крутить тугие и корявые педали тоже не получалось — редкий ребенок мог осилить дистанцию в несколько метров, после чего обычно благополучно падал. Но не избалованные изобилием игрушек советские дети недоработок конструкторов не замечали и с удовольствием катались на педальных железных конях по дорожкам парков и скверов.


Спустя некоторое время «конестроители» вынуждены были признать свое фиаско, и конь педальный исчез с прилавков. Вместо лошадок на городских улицах и детских площадках стали появляться детские педальные автомобили. Но, тем не менее, игрушечные лошадки до сих пор остаются одним их самых ярких символов детства. Машинки машинками, но лошадка — это не просто игрушка для катания, это друг, существо, которое маленький человек может оживить при помощи своей фантазии. Название ушло в народ и стало символом человеческой глупости и упрямства, как в стихотворении Валерия Гулянова: «Конь -педальный»


Ай, да, Чудо! Ай, да, Конь!


С ним хоть в воду, хоть в огонь!


Есть теперь у нас такой —


Конь педальный боевой!


Можно сесть и сразу — в бой!


С ним не страшен враг любой!


Не страшны ракеты НАТО,


Конь ругаться может матом,


Берегитесь, супостаты!


Наградить за это надо


Наших всех конструкторов,


Кандидатов, докторов! -


Разработка гениальна,


Этот Суперконь педальный


Враз поднимет дух моральный


Армии многострадальной,


И усилит мощь ее


Во сто крат, ну, а еще…


Чтоб коню не скучно было


И тоскливо одному,


Мы педальную кобылу


Скоро выпустим к нему!


Та, кобыла — еще круче,


В мире — нет оружья лучше!


У кобылы той педальной —


Десять штук ракет сверхдальних!


Конь педальный боевой,


С ним по мощи огневой


Никакая не сравнится


Боевая единица!


Он с педальною кобылой


Станет очень грозной силой,


Защитит наши границы,


Обеспечив нам покой —


Слава Армии Родной!!!12




1Лошадка-качалка как одна из самых древних лошадок // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https: Kukolnik. livejour nai. Com.


2 Сафронова Е. Музей детства в Эдинбурге // Антикварная кукла. — 2013. — № 6. — С. 4−5.


3 Дайн Г. Пишу об игрушке. Статьи, очерки, воспоминания 1967−2013. — М., 2013. — С. 25−28.


4 Лошадка-качалка: немного истории // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https:worldcabinet.ru.


5 Кармацкая Е. Игрушечные лошадки-качалки // Антикварная кукла. — 2012. — № 3. — С. 70−77.


6 Русский сувенир // Советская Россия. — М., 1976. — С. 127.


7 Цветаева А. И. Воспоминания // М., 1984. — С. 286.


8 Французская лошадка-трицикл // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https:toy-museum.ru.


9 «Rocking Horse» by Patrica Mullisa // New Cavendish Books, 1992. — Р. 337.


10Глущенко Л. И., Смирнов Ю. М. Детские игрушки и взрослая политика // Уваровские чтения-VIII. — Владимир, 2012. — С. 261−291.


11 Конь педальный // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https:toy-museum.ru.


12 Cтихотворение Валерия Гулянова: «Конь — педальный» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https: stihi.ru.